Известный революционер С. А. Тер-Петросян (Камо) прославился мужеством и самоотверженностью, умением с честью выходить из самых, казалось бы, безнадежных положений. Однажды, будучи схвачен полицией, он выдал себя за душевнобольного, лишенного болевых ощущений. Чтобы проверить Камо, к его телу прикасались раскаленным железом. Но ни один мускул не дрогнул на лице революционера. Врач-эксперт, посмотрев в глаза «больного», увидел только расширившиеся от боли зрачки. Он поразился мужеству и выдержке этого человека и подтвердил наличие «болезни». Камо был освобожден.
В этом поступке Камо ярко проявилось свойство большой человеческой личности — способность сознательно управлять своим поведением, преодолевать действие неблагоприятных обстоятельств. Самостоятельность, умение отстаивать свои взгляды и следовать им в жизни, несмотря ни на что, — все это характеризует устойчивую личность. Антипод ее — человек, приспосабливающийся к «сиюминутным» требованиям, не имеющий твердых взглядов, собственного мнения.
Люди самостоятельные, внутренне стойкие, имеющие твердые убеждения, обычно добиваются больших результатов в жизни. Подобные личности обладают и большой привлекательностью: к ним тянутся люди, стараются им подражать. Великий русский полководец А. В. Суворов, обращаясь к солдатам, говорил: «Возьми себе за образец героя, наблюдай его, иди за ним вслед, поравняйся, обгони. Слава тебе!»
Стремление к самостоятельности обнаруживается очень рано. Уже маленький ребенок говорит: «Я сам!», пытается обойтись без помощи взрослых. Даже в подражании детей взрослым есть элемент самостоятельности — ведь ребенок подражает самостоятельности взрослого человека. Стремление к взрослости порой опережает подлинные возможности подростка, ему кажется, что многое он способен делать не хуже, а даже лучше взрослых. И только зрелость и опыт убеждают нас в том, что решение многих вопросов, с виду простых, требует длительной подготовки, серьезного размышления, разносторонних знаний, выдержки и терпения. Это новое отношение к жизни указывает на расцвет самостоятельности, период превращения ребенка во взрослого.
Но, даже став взрослым, человек подвержен влиянию других людей. Приглядимся к своим жестам, привычкам, поступкам; наверняка некоторые из них сложились под влиянием близких нам людей, кому мы вольно или невольно стараемся подражать. Само по себе подражание не имеет ничего Дурного. Плохо, когда человек поддается вредному влиянию. Как же бороться с отрицательными воздействиями?
Существует мнение, что лучше всего так организовать досуг подростка, чтобы у него просто не было времени для совершения дурных поступков. Разумеется, организацию досуга нужно улучшать, но истинная причина дурного поступка чаще всего в другом — в психологической подготовленности к нему. Иначе можно сказать, что к моменту совершения проступка у человека образуется целый комплекс определенных психических особенностей, таких, например, как душевная черствость, негуманное отношение к людям, неумение предвидеть последствия своих поступков и т. д. Сама по себе организация досуга не может формировать у человека нужные качества — ведь речь идет о формировании личности, способной противостоять отрицательным влияниям, т. е. обладающей устойчивостью, «нравственным иммунитетом». В чем сущность такой устойчивости?
Когда мы говорим об устойчивости личности, то имеем в виду активную позицию человека, его стремление не просто выйти с «наименьшими потерями» из создавшихся обстоятельств, но изменить эти обстоятельства в соответствии со своими целями и намерениями.
В основе устойчивости личности лежит принцип самоорганизации: человек усваивает определенные нравственные нормы, вырабатывает собственные взгляды и убеждения и подчиняет им свои повседневные поступки. Такая самоорганизация позволяет ему не поддаваться отрицательным влияниям, действовать самостоятельно и целеустремленно. И в трудную минуту человек не склоняется перед обстоятельствами, действует на основе своих убеждений и взглядов.
Как формируется личность подобного склада? Прежде всего необходимо знать, что нравственно и что безнравственно. Изучение в школе литературы, истории, обществоведения, лекции на темы морали, кинофильмы и спектакли, в которых решаются нравственные конфликты, дают человеку знания о нравственных нормах и принципах, принятых в нашем обществе. Эти нормы и принципы становятся нравственными образцами, которым следует человек: например, стремится быть честным, верным в дружбе, защищать слабого, не ставить собственные интересы выше интересов товарищей, коллектива и т. д.
Но одних только знаний еще недостаточно, чтобы быть нравственным человеком. Не встречали ли вы людей, которые хорошо знают, как надо поступать, но в реальной жизни ведут себя иначе? У таких людей нравственные образцы существуют в голове сами по себе, изолированно от норм и принципов, регулирующих их поведение. Возникает как бы раздвоение личности, противоречие между тем, каков человек на самом деле, и тем, каким он пытается предстать перед окружающими. Со временем привычка «играть роль», вести себя неестественно может укрепиться. Так развивается личность ущербная, приспосабливающаяся к изменяющимся обстоятельствам.
Нравственные нормы и принципы могут стать регуляторами поведения, достоянием личности лишь при условии, если они включаются в деятельность человека.
Рассмотрим это на примере отношений между детьми и взрослыми. Известно, что в поведении детей, как правило, решающую роль играют одобрение или неодобрение взрослыми их поступков, запреты или разрешения. Подростки иногда воспринимают попытки взрослых направлять их поведение как посягательство на самостоятельность, которой подростки очень дорожат. Если подросток не понимает, какими нравственными принципами продиктованы запреты или разрешения взрослых, возникает конфликт. Между тем очень важно, чтобы человек как можно раньше учился регулировать свое поведение, ориентируясь на нравственные принципы. Не запреты и разрешения, а нравственная привлекательность поступка или его безнравственность — вот что должно определять отношение к нему человека.
Отношение к поступку — лишь одно из звеньев в поведении человека. Должен быть совершен и сам поступок, даже если это трудно, требует победы человека над самим собой, над противоречащими возникшему намерению интересами и желаниями. Каждая победа над собой рождает чувство удовлетворения, увеличивает уверенность в своих силах.
Шаг за шагом идя по этому пути, человек обнаруживает, что желание следовать нравственному образцу все более крепнет, легче становится противостоять трудным обстоятельствам, сами нравственные образцы «организуют» его поведение. Такого человека уже не нужно «опекать», чтобы уберечь от дурного влияния. Теперь он сам выбирает себе занятие по душе. Если раньше человек мог совершить нравственный поступок, сделав над собой усилие, то теперь он не может не совершить такого поступка, не может поступить иначе. Совершение нравственного поступка становится его потребностью.
Это и есть моральная зрелость, устойчивость личности: человек самостоятелен в своих поступках потому, что поступки соответствуют его нравственным взглядам и убеждениям. Такому человеку незачем «казаться», достаточно быть самим собой.
Некоторые зарубежные исследователи считают, что "самостоятельность, устойчивость личности чаще всего свойственны людям, равнодушным к нуждам и интересам других. Однако история человечества опровергает это мнение. Известно множество людей, которые отличались истинной устойчивостью, основанной на нерасторжимой связи с другими людьми, с обществом, стремлении служить им, облегчить и улучшить их жизнь, защитить их свободу и независимость. Эта высокая и благородная цель делала таких людей настоящими «гигантами духа». Об одном из них — Камо (С. А. Тер-Петросяне) мы рассказали в начале статьи.
2i.SU ©® 2015