2i.SU
Человек

Человек

Содержание раздела

Личность

О любом из вас, наши читатели, можно сказать очень многое, но прежде всего то, что каждый — это личность, т. е. человек, наделенный особыми психическими свойствами, познающий и преобразующий мир и занимающий определенное место среди других людей в обществе.

Никогда не было и не будет на земле человека, во всем подобного вам, абсолютного двойника, и эта ваша неповторимость не случайна. Это одна из закономерностей развития личности. Однако человек не рождается готовой личностью, ею он становится постепенно, и этот процесс занимает многие годы.

Давайте же разберемся в том, что мы понимаем под словом «личность» и какие условия определяют ее формирование. Для этого необходимо в первую очередь выяснить, кем же, если не личностью, рождается человек, с чего начинается история личности. Всякий живой организм представляет собой не сумму отдельных органов, а такое единство, в котором все составные части связаны между собой и зависят друг от друга. Если нарушается жизнедеятельность какого-либо органа, то это не может не отразиться на деятельности всего организма, потому что нарушается его единство.

Таким образом, всякое отдельное живое существо целостно, неделимо. Чтобы подчеркнуть это, мы говорим, что оно есть индивидуум (в переводе на русский язык с латыни это значит «неделимое»).

При этом даже животные одного вида могут сильно отличаться друг от друга. Посмотрите, как по-разному ведут себя совсем еще недавно родившиеся щенки. Одни подвижны, энергичны, они первыми бросаются к пище, отталкивая своих робких собратьев; эти напористые малыши с первых дней жизни становятся хозяевами положения.

На этом примере мы убеждаемся, что животное помимо черт, общих для всего вида, имеет особые свойства, присущие только данному индивидууму. Это так называемые индивидуальные особенности. Они обусловлены и наследственностью, и прижизненным влиянием окружающей среды; другими словами, индивидуальные особенности — это сплав врожденных и приобретенных черт. В опытах И. П. Павлова показано, как можно сделать животное запуганным или злобным. Не менее отчетливо, чем у животных, индивидуальные особенности проявляются у маленьких детей, даже у новорожденных. Значит, уже с первого дня жизни человек обладает индивидуальными особенностями.

Но можно ли говорить о личности новорожденного? Разумеется, нельзя, так же как и нельзя говорить о личности животного. Человек рождается, следовательно, индивидуумом, но от животных он отличается тем, что ребенок может стать личностью, а животное — никогда. Соответственно, индивидуальные особенности нельзя отождествлять со свойствами личности. Поэтому ценность личности прямо не зависит, например, от свойств нервной системы, от особенностей темперамента.

Обладатель живого, так называемого сангвинического темперамента, основу которого составляет, по учению И. П. Павлова, тип нервной системы, характеризующийся силой и подвижностью физиологических процессов, как личность может быть человеком мелким, цепляющимся за привычное, боящимся нового.

В то же время между особенностями человека как индивидуума и его личностью имеется глубокая связь: ведь личность есть продукт развития индивидуума в обществе. Развитие личности — это процесс относительно медленный, и проходит немало времени, прежде чем личность достигает полной зрелости. Для того чтобы индивидуум стал личностью, требуется, конечно, не только время. Он должен постоянно находиться в человеческом обществе, вступать с ним в те или иные отношения. Вот эта связь человек — общество и формирует прежде всего человеческую личность. И уже на первом году жизни у ребенка можно легко заметить потребность в общении со взрослыми. Однако известно немало случаев, когда дети полностью были лишены возможности общаться с людьми, и результаты этого оказались поистине трагичными.

В середине XVIII в. русским императором был провозглашен двухмесячный младенец по имени Иван Антонович. Царствование его продолжалось недолго и закончилось раньше, чем император вымолвил первое слово. Придворные, свергнувшие Ивана Антоновича с престола, заточили его в тюрьму и продержали там много лет. Никто никогда не заговаривал с узником, он находился в полном одиночестве. В конце концов одиночное заключение сильно отразилось на умственных способностях Ивана Антоновича: он не умел говорить и производил впечатление совершенного идиота. По возрасту Иван Антонович был уже взрослым человеком, но говорить о нем как о личности, конечно, нельзя. Так же не становились личностями дети, похищенные и выкормленные животными.

В нормальных условиях человек очень рано вступает в отношения с окружающими людьми, с коллективом, с обществом, и эти отношения постоянно меняются, развиваются, становясь изо дня в день все более богатыми.

Хорошо известно, что в ранний период жизни различные связи между ребенком и окружающим его миром разрозненны, ребенок не имеет единого отношения к предметам и явлениям действительности. Настроения быстро сменяют друг друга, потому что они ничем между собой не объединены, являются как бы взаимно независимыми. Ребенок, только что плакавший из-за «обиды», которую причинил ему взрослый, радостно тянется к новой игрушке; он еще продолжает время от времени всхлипывать, но это только отзвук пережитой эмоции, психологически он уже полностью захвачен игрой. Другое дело — дети постарше.

Однажды ребенку лет шести взрослый дал довольно трудное задание. При этом ему было сказано, что в награду он получит вкусную конфету. Конечно, ему хотелось и выполнить задание, и получить конфету. Малыш старался, но все-таки не справился с делом. Когда же взрослый вернулся в комнату, то ребенок сделал вид, что выполнил все, как нужно. Взрослый хоть и догадался об обмане, но, чтобы не огорчать ребенка, похвалил его и дал обещанную конфету. Казалось, что, получив награду, ребенок обрадуется. На самом же деле произошло совсем другое: он смутился и, наконец, заплакал.

Неожиданно? Нет, нисколько.

Ведь ребенок не только хотел получить конфету. У него сложились отношения и к делу, которое предстояло сделать, и — главное — к взрослому, который с ним занимался. Поэтому когда его постигла неудача, а потом он все-таки получил конфету, то это не только не отвлекло и не обрадовало его, но он огорчился еще больше. Ведь получение конфеты не являлось для него чем-то самостоятельным, а было включено в его отношения со взрослым; поддержание норм, установившихся в этих отношениях (а они были ребенком нарушены), оказалось для него гораздо важнее конфеты.

Как много разнообразных чувств вызывает у людей музыка!

Эта маленькая история очень поучительна. Оказывается, что в развитии человека не просто увеличивается количество отношений, которые связывают его с окружающими явлениями и с другими людьми. Одни отношения становятся более важными, главными, другие — менее важными. Они существуют не независимо друг от друга, а подчиняются друг другу, образуя как бы целые системы отношений.

Отношения ребенка с обществом меняются в зависимости от того, какое положение в обществе он занимает. В самые первые годы жизни ребенок не имеет обязанностей перед обществом, он предмет постоянных забот взрослых, и потому все, что ребенок делает, имеет значение только для него самого.

Однако очень скоро картина меняется. В этом смысле переломным моментом в процессе формирования личности человека является его поступление в школу. Здесь он впервые убеждается в том, что его деятельность отвечает требованиям общества и оценивается по своему результату, что она нужна не только ему самому. Ведь жить в обществе и жить только для себя невозможно.

Деятельность в ее человеческой форме со всеми своими особенностями и определяет формирование личности. Именно в деятельности складывается необходимое единство поведения, укрепляется связь между отношениями, сложившимися у человека с окружающим миром. Целенаправленная, осмысленная деятельность как бы «распределяет» эти отношения по степени их важности для человека в данный период жизни. Однако те отношения, которые были главными, могут уступить свое место, и на высших ступенях этой воображаемой лестницы оказываются совсем другие. Для дошкольника главная деятельность — это игра и наиболее важно то, что с ней связано. Но вот вчерашний дошкольник становится первоклассником, теперь основное в его жизни — учение.

Эта ведущая деятельность рождает совсем новые отношения. Изо дня в день увеличивается число связей между ребенком и действительностью, он устанавливает их с самыми различными сторонами жизни. Впрочем, это относится не только к детям. О богатстве, широте личности взрослого человека мы судим по богатству и широте его связей с жизнью. Лишь обывателя ничто не касается и ничто не интересует. Обыватель связан только со своим скудным мирком, а настоящему человеку всегда многое близко и важно. Поэтому если мы обратимся к биографиям выдающихся людей, то увидим, как многогранна была личность каждого из них, как широки интересы, обильны знания и умения.

Именно в этом смысле К. Маркс однажды сказал, что ничто человеческое ему не чуждо. Полководец Суворов был разносторонне образованным человеком, тонким ценителем поэзии, знатоком философии, Да и сам он отлично владел пером. Композитор Бородин был профессором химии, а его друг Кюи, тоже композитор, учился инженерному искусству у легендарного Тотлебена и был крупным специалистом в военно-инженерном деле, генералом. Эйнштейн играл на скрипке и зачитывался романами Достоевского. Чехов с увлечением занимался медициной и был квалифицированным врачом.

Подобных примеров можно привести великое множество. Но вот что в них особенно обращает на себя внимание: богатство интересов не только не мешало всем этим людям заниматься главным своим делом, а, как правило, помогало. Чехов не скрывал, что медицинские познания часто были необходимы в его литературной работе, а Эйнштейн утверждал, что романы Достоевского дали ему как ученому больше, чем открытия многих известных математиков. Трудно в наше время сделать что-то крупное, имея познания, пусть даже большие, только в одной, узкой области.

Но тут у вас, должно быть, возникает вопрос: как не заблудиться в море интересов, увлечений, желаний и приплыть к нужному берегу? Ответ прост: нужно хорошо знать, какой именно берег больше всего привлекает, и тогда этот берег будет одновременно и компасом, указывающим вам путь. Точнее говоря, направляет развитие личности цель жизни. Это очень знакомые слова, но вдумайтесь еще раз в их смысл. Может быть, цель жизни — это просто желание, ну, скажем, желание стать инженером или летчиком, получить при окончании школы золотую медаль или всего-навсего завести почтового голубя?

Чтобы стать целью жизни человека, желание должно быть подчинено цели, способной объединить его действия и усилия и стать тем идеалом, с которым он подходит к оценке своих и чужих поступков.

По тому, каковы у человека его главные жизненные цели, можно судить о ценности его личности. Важно, чтобы цель, поставленная человеком перед собой, не была узколичной, а имела бы объективную ценность. И не было еще случая, чтобы стремление к мелкой, личной цели выковывало бы крупную личность.

Итак, личность всегда развивается под влиянием тех конкретно-исторических условий, в которых живет человек. В социалистическом обществе личность впервые получила возможность невиданного в истории расцвета всех ее физических и духовных сил.

Многочисленные воздействия, испытываемые человеком, участвуют в формировании его личности. Это обстоятельство привело к тому, что родилось мнение, будто личность не что иное, как продукт биографии человека, т. е. прошлое целиком определяет его настоящее и будущее. Это неверная точка зрения, так как личность находится в постоянном движении, каждый день в ней что-то обновляется, происходят важные смысловые изменения. Прекрасным примером в этом отношении может служить судьба воспитанников выдающегося советского педагога А. С. Макаренко. Ребята, приходившие в колонию правонарушителями, выходили из нее через несколько лет активными и убежденными строителями новой жизни. В корне менялось их отношение к действительности. То, что раньше казалось важным и ценным, представлялось совсем в ином свете. Без таких смысловых изменений невозможно развитие личности. Вы не раз уже, наверное, замечали, как изменился, например, для вас смысл многих ваших детских поступков. Это, в свою очередь, зависит от изменения перспективы в жизни человека. Заслуга А. С. Макаренко состояла, в частности, в том, что он открывал перед своими воспитанниками новые перспективы — близкие и более отдаленные. Однако, как бы ни были хороши воспитатели и благоприятны окружающие условия, значительная личность может сформироваться только в том случае, если человек сам активно участвует в ее создании. Личность складывается сама собой только в начале жизненного пути, но уже подросток в значительной степени сам ее «конструирует», «строит». Он знает, каким он хотел бы быть: добрым, справедливым, смелым, самостоятельным, и старается осуществить свою программу.

С того момента, как человек начинает осознавать себя как личность, он анализирует свои поступки, отмечает свои достоинства и недостатки, намечает пути собственного развития. Особенно активно «самостроительством» человек обычно занимается в юности, и эта работа, пожалуй, как ничто другое, щедро вознаграждает его.

Так, под влиянием всех тех условий, о которых мы говорили, индивидуум превращается в человеческую личность.

Подобно тому как индивидуум — единство органов и жизненных функций организма, так и личность — тоже единство, но высшего порядка. Это единство деятельности и сознания человека, его отношений к миру.

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru