Потребности человека отражаются не только в форме непосредственных переживаний — аппетитов, влечений и желаний. Они отражаются и через все то, в чем они конкретизируются и что образует их предметное содержание.
Допустим, что-то побуждает вас действовать. Например, услышав о новой книге, вы идете за ней в библиотеку или пробуете найти ее в магазине. Книга (в данном случае — представление о ней) является побудителем ваших действий, тем, ради чего вы идете в библиотеку или в магазин. Тот факт, что книга побуждает вас действовать, отражает тоже потребность. Ведь если бы у вас не было соответствующей потребности, то, услышав об этой книге, вы бы не стали ее разыскивать. Значит, в том, ради чего действуют люди, отражаются их потребности, и к тому же в гораздо более конкретной форме, чем в переживаниях, о которых речь шла выше.
Поэтому для изучения потребностей человека важно наблюдать за тем, ради чего он действует, каковы побудители, т. е. мотивы, его действия.
М. Горький писал: «Я не знаю в жизни ничего более интересного, чем мотивы человеческих действий». И это очень верно, потому что понять мотивы, которые заставляют человека ставить перед собой те или иные цели и достигать их, — значит понять, как человек относится к окружающему его миру.
Возьмем простой пример. У одного учащегося мотив, заставляющий его учиться, — отметка, у другого — овладение новыми знаниями, приобретение определенной профессии. Хотя они могут учиться одинаково, отношение к учению будет совершенно разным; их учебная деятельность будет иметь для них разный субъективный смысл, будет по-разному характеризовать их личность.
Мотивы человеческой деятельности очень сложны и многообразны. К тому же они часто переплетаются между собой и даже вступают в противоречие друг с другом. Не всегда поэтому легко дать себе отчет в подлинных мотивах своих действий, осознать их. Но к этому нужно стремиться, потому что иначе нельзя вполне сознательно управлять своим поведением, своей жизнью.
2i.SU ©® 2015