2i.SU
Человек

Человек

Содержание раздела

Потребности «учатся»

Когда мы описываем потребности, то характеризуем их через их содержание. Например, мы говорим о потребности в молоке или мясе. Обе эти потребности — пищевые, но они вместе с тем отличаются друг от друга, а именно тем, что имеют разное предметное содержание: в одном случае потребность удовлетворяется молоком, в другом удовлетворяется мясом.

Как же возникает предметное содержание потребности? И. П. Павлов приводит такой важный факт: если щенка с самого рождения кормить только молочной пищей, а потом дать ему мяса, то оказывается, что оно не вызывает у него пищевой реакции. Только после того, как щенок узнал его вкус, он начал реагировать на мясо как на пищу.

Эти и сходные с ними явления в последние годы особенно привлекали внимание ученых и стали подробно изучаться. Выяснилось, что даже во врожденных потребностях животных с самого начала не «записано», какие именно конкретные предметы удовлетворяют данную потребность. Поэтому первое проявление, например, пищевой потребности состоит в том, что животное делает пробующие, «поисковые» движения, пока, наконец, не вступает в прямое соприкосновение с пищей. Только с этого момента пищевая потребность приобретает конкретное содержание: становится потребностью в пище, обладающей определенной формой, цветом, запахом и т. д. Иначе говоря, чтобы потребность стала потребностью в чем-то определенном, она должна «научиться» «узнавать» себя в тех или иных предметах, способных ее удовлетворить.

Путем изменения предметного содержания потребностей происходит и их историческое развитие у человека. Скажем, потребность в пище, удовлетворяемая сырым мясом, разрываемым когтями, и та же потребность, удовлетворяемая мясом, обработанным на огне и съедаемым с помощью ножа и вилки, — это уже разные потребности, характеризующие разные ступени развития.

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru