2i.SU
Человек

Человек

Содержание раздела

Число приборов увеличивается

В работе железнодорожного и авиационного диспетчеров, машиниста подъемного крана, оператора полуавтоматической линии на заводе есть много общего: процесс управления имеет почти одну и ту же схему : в работе машины (самолета, подъемного крана и т. п.) все изменения улавливаются специальными устройствами — так называемыми датчиками. Сигналы от датчиков передаются на пульт управления к приборам, а приборы изменяют свои показания. Человек, наблюдающий за приборами, принимает то или иное решение и выполняет соответствующее действие, например нажимает кнопку или переводит рычаг. Это действие порождает новый сигнал, который передается машине. Подчиняясь сигналу, она изменяет свое состояние. Это изменение вновь улавливается датчиком, и на пульт управления посылается новый сигнал. Так в общих чертах выглядит система управления.

Самая ответственная роль в этой системе принадлежит человеку. Именно он решает, что и как нужно делать, и отдает команду машинам. К примеру, система управления воздушным движением дает возможность управлять машинами на расстоянии. При этом человек не воспринимает непосредственно то, что происходит в машине, а руководствуется показаниями приборов. Но для большинства приборов характерна условность. Они передают сведения о работе машин в виде условных знаков, цифр и букв. Напряжение тока, скорость автомобиля или высота полета самолета отображаются положением стрелки на шкале или цифрой на счетчике. Например, человек воспринимает цифру 10, но в одном случае она обозначает напряжение 10 В, в другом — скорость 10 км/мин, в третьем — высоту 10 км. Ни того, ни другого, ни третьего человек непосредственно не воспринимает. Он видит лишь их условное обозначение, и, чтобы понять действительное положение вещей, он должен расшифровать его, представить себе, что же происходит, т. е. выполнить умственное действие. Иногда это делается легко, а иногда человеку требуется большое напряжение мысли. Все зависит от того, какие приборы используются, как они оформлены и как расположены в поле зрения.

Человек управляет машиной на расстоянии. От самолета сигнал идет к антенне радиолокатора, от нее — на пульт управления. Человек воспринимает сигнал и посылает команду самолету.

Вообразите, что вы управляете подводной лодкой. Вам нужно знать, на какой глубине она находится, каковы скорость и направление ее движения. Допустим, что конструктор, создавший пульт, расположил один прибор прямо перед глазами, другой — над головой, а третий — далеко справа; при этом сведения о скорости передаются на два счетчика: один показывает расстояние, другой — время.

Чтобы управлять такой лодкой, нужно все время вертеть головой, да при этом еще вычислять скорость. Ясно, что долго в таких условиях не проработаешь. Напряжение будет, как при чтении книги, буквы в которой разных размеров и начертаний, да и расположены они как попало. Прочтите такую фразу (стр. 276) и заметьте, сколько времени на это уйдет. А теперь сравните его со временем, которое потребуется для чтения этой же фразы в книге, напечатанной нормально: «Текст, который написан или напечатан разными шрифтами, читать очень трудно».

Современные машины способны развивать очень большие скорости. Мы знаем корабли на подводных крыльях, мчащиеся со скоростью автомобиля, поезда, проходящие расстояние от Москвы до Ленинграда (почти 700 км) за 5 ч, самолеты, обгоняющие звук, космические корабли, делающие за час виток вокруг Земли. Управлять такими машинами особенно трудно, так как скорость человеческого восприятия и действия не очень велика. Чтобы воспринять какой-то сигнал и ответить на него простым движением (нажать кнопку), требуется самое малое 0,2 с. За это время сверхзвуковой самолет успеет пролететь около 100 м.

Попробуйте быстро прочесть эту фразу.

Ученые обнаружили, что при большой скорости полета у человека возникает своеобразная иллюзия: предметы, которые находятся уже позади самолета, он видит как бы находящимися впереди. Эта иллюзия вызывается «отставанием скорости», в данном случае — работы органа зрения от скорости движения самолета. Ясно, что, управляя таким самолетом (без специальных помощников — приборов), человек будет выполнять все действия с опозданием.

С развитием техники увеличивается число машин и механизмов, управляемых человеком, значит, и на пультах управления становится больше различных приборов.

В кабине пилота современного самолета так много различных приборов, что пилот буквально со всех сторон окружен ими. Один прибор показывает высоту самолета, другой — его скорость, третий — запас горючего, четвертый — положение самолета относительно горизонта и т. д. Приборов много, и каждый из них передает необходимые сведения. Во время полета пилот внимательно следит за показаниями приборов и оценивает по ним состояние самолета и окружающую обстановку. Если он не успеет воспринять показание какого-либо важного в данный момент прибора или ошибется в восприятии, то это может привести к аварии.

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru