Все мы нередко рассуждаем нелогично, делая скороспелые и неточные выводы из имеющихся у нас посылок. Но особенно распространенный недостаток логического рассуждения — недостаточное отвлечение от непосредственного личного опыта, которое мы уже видели у ребенка-дошкольника.
Ученые отмечали, что представители некоторых народностей, стоявших на относительно низком уровне развития культуры, старались избегать чисто логического рассуждения; им представлялось, что, если его нельзя подкрепить их личным опытом, оно недостаточно достоверно.
Подобные наблюдения дали некоторым зарубежным ученым, например знаменитому французскому психологу и этнографу Л. Леви-Брюлю, основание говорить о «дологическом» мышлении у отсталых, «первобытных» народов. А из этого нередко делались и прямые расистские выводы.
На то, что не все люди мыслят, так сказать, одинаково логично, давно уже обращалось внимание. В 30-х годах одна из научных экспедиций работала в глухих кишлаках Средней Азии. Она наблюдала такое явление, особенно среди неграмотных стариков: из их числа почти половина отказывалась делать выводы из силлогизма, если он не подкреплялся практикой.
Но вот что интересно. Экспедиция, работавшая в Средней Азии, проследила, как изменяется логика мышления при изменении условий жизни и деятельности. И оказалось, что колхозники-активисты, которым приходилось заниматься планированием, учетом работы и которые вообще сталкивались с задачами, требовавшими теоретического мышления, мыслят как будто бы совершенно иначе: они только в 5% случаев отказывались делать вывод, а в 65% рассуждали по всем правилам логики, независимо от характера посылок. А учащиеся, которые проучились в школе всего лишь 4—5 месяцев, уже я 90% случаев полностью овладели формальным аппаратом логического рассуждения.
Из этого следует один важнейший вывод: любой человек способен в кратчайший срок постичь «секреты» правильного логического мышления. А если в каких-то случаях мы сталкиваемся с недостаточно развитым логическим мышлением, то секрет этого — в условиях жизни и деятельности, не требующих от человека развернутой системы логического рассуждения.
Конечно, важнейшей предпосылкой развития «правильного» логического мышления послужило появление науки. Именно оно дало толчок к тому, чтобы осознать и сформулировать правила логического вывода. Это сделал древнегреческий философ Аристотель в IV в. до н. э. В дальнейшем, правда, рамки аристотелевской логики оказались тесны для развивающейся логической науки: она включила в себя проблемы, не интересовавшие Аристотеля и других «классических» логиков, например проблему отношения логических законов к объективной реальности, проблему закономерностей научного мышления и т. д.
Было бы ошибкой, впрочем, считать, что научное мышление в чем-то принципиально отличается от ненаучного, практического. Основное его отличие в том, что оно строго, более логически выдержано. Оперируя теми или иными словами или предложениями в обычных условиях, мы не обязательно связываем с ними строго определенные понятия, однозначные и логически правильные суждения.
Напротив, научное мышление требует строгости и однозначности, оно невозможно без внутренней стройности и логической выдержанности построения мысли; недаром в последние десятилетия бурно развивается наука о логике научного исследования — эпистемология, составляющая часть учения о познании — гносеологии.
2i.SU ©® 2015