Схема силлогизма так же объективна, как грамматические правила. Таких схем существует довольно много: ведь в силлогизме две посылки, а каждая из них может быть общей или частной, утвердительной или отрицательной. Не всякое сочетание посылок может привести нас к правильному выводу, да и вообще к какому-либо выводу. Например, из того, что
«Киты не рыбы» и «Дельфины не рыбы», решительно ничего не следует, и это не зависит от реального содержания суждений, а только от их формы.
Еще в средние века точно определили, какие типы силлогизмов дают нам правильный вывод и насколько он правильный; для запоминания этих типов были придуманы даже специальные латинские слова.
В этих словах встречаются четыре буквы, обозначающие гласные: А, Е, J, О. Буквой А обозначаются «общеутвердительные» суждения вроде: «Всякий осел имеет уши». Буквой Е — «общеотрицательные» : «Ни один слон не имеет рогов». Буквой J — «частноутвердительные» : «Некоторые млекопитающие живут в воде». Наконец, буквой О — «частноот-рицательные»: «Некоторые птицы не имеют крыльев». И вот оказывается, что не всякие суждения можно объединить в силлогизм. Например, нельзя получить вывода из силлогизма, где обе посылки — «общеотрицательные» суждения (Е), как в нашем случае с китами и дельфинами. А вот силлогизм о бабочке, где обе посылки «общеутвердительные», построен правильно, и вывод из него тоже должен быть общеутвердительным:
А + А = А.
Зачем нужны эти вспомогательные средства? Казалось бы, не представляет никакого труда догадаться, какой вывод следует из посылок нашего силлогизма насчет бабочек. Но представьте себе такой силлогизм:
Ни один рабочий не есть ребенок.
Некоторые рабочие ходят в школу.
?
Из этого силлогизма не так-то легко найти правильный вывод. Он будет следующим: «Некоторые люди, которые ходят в школу, — не дети».
Все возможные 14 типов силлогизмов, однако, не исчерпывают логического механизма мышления, потому что они касаются лишь одного вида силлогизмов — простых категорических. А возможны еще условные (если...) и разделительные (или... или...) силлогизмы; так называемые «несиллогистические», но тем не менее логически строгие умозаключения («индуктивные») и т. д.
Все эти логические схемы и правила позволяют приходить к новым знаниям не опытным, а рациональным путем, путем рассуждения, совсем не оперируя своим индивидуальным опытом. Такая возможность — большая победа человеческого мышления, она открывает ему путь к сколь угодно большой абстракции.
2i.SU ©® 2015