Ошибочно было бы, однако, думать, что все значение языка для познания заключается в том, чтобы отвлекать и обобщать признаки воспринимаемой вещи и этим создавать основу для формирования понятий. Язык позволяет, не обращаясь к непосредственным чувственным данным, выводить новые знания из уже имеющихся знаний путем логического мышления, логических умозаключений.
Для этой цели мы располагаем специальными средствами. Как. бы ни было важно для нас слово, не оно единица мышления: мы обычно, мысля о предмете, не просто констатируем его присутствие, а обязательно высказываем о нем какое-то суждение. В языке это суждение приобретает форму предложения.
Предложение отражает определенное отношение между предметами или событиями. Это может быть самое простейшее отношение, которое можно непосредственно воспринять и не обращаясь к языку, например: «Мальчик ест яблоко». Это может быть и очень сложное, не воспринимаемое непосредственно отношение: «Собака — животное».
На примере выражения в предложении связей и отношений особенно хорошо видно, что у человека интеллектуальный акт не всегда связан с реальными предметами, или, как говорят философы, материальными объектами. Конечно, это не значит, что наше мышление может протекать в отрыве от реальности; но в том-то и особенность человеческого мышления, что оно может быть чисто теоретическим, может оперировать образами и понятиями, не обращаясь к непосредственному практическому осуществлению результатов мышления. Поэтому приходится ставить вопрос о способах проверки того, насколько наше мышление соответствует действительности.
Марксистская философия считает таким единственным способом общественную трудовую практику людей.
Чтобы проверить соответствие нашего мышления действительности, совершенно необязательно непосредственно использовать данные мышления в трудовой деятельности. Опыт, практика учитываются нами и в самом процессе мышления, при этом формой такого учета являются логические законы мышления.
В логике, как и в других общественных науках, материалистическую точку зрения пришлось долго отстаивать. Идеалисты объявляли законы логики внутренними законами самого мышления, независимыми от объективной реальности, выражением законов «абсолютного духа», развитие которого якобы определяет развитие материального мира. А в последнее время распространилась теория, что законы логики — это всего-навсего правила научного описания процессов мышления. Марксизм смотрит на законы мышления совсем иначе: для нас логические законы — это как бы отпечаток общественной практики человечества в мыслительной деятельности человека, обобщенное отражение тех реальных связей и отношений, существующих в действительности, которыми руководствовалось человечество и которые познавало человечество. «Практическая деятельность человека, — говорил В. И. Ленин, — миллиарды раз должна была приводить сознание человека к повторению разных логических фигур, дабы эти фигуры могли получить значение аксиом».
Мы с вами видели, какую роль играет в мышлении слово, позволяющее отвлечь и обобщить существенные для общественной практики признаки и сформировать понятия. Мы видели, что есть определенные правила построения из слов синтаксического целого (предложения), которые используются нашим мышлением для формирования суждений и вообще речевых сообщений. Существует и специальная «техника», позволяющая человеку делать логические выводы без всяких непосредственно воспринимаемых чувственных данных, используя только то, что он может почерпнуть из речевого сообщения.
Эта «техника» сводится к правилам логического вывода, обобщенным в различных типах силлогизмов. Силлогизм — это сочетание двух суждений, между которыми существует определенная логическая связь.
Наиболее обычный тип силлогизма такой, где первое суждение содержит какое-то общее положение, а второе — какое-то более частное, рассматриваемое как частный случай по отношению к общему положению, высказанному в первом (в таком типе силлогизма более общее суждение называется большой посылкой, а более частное суждение — малой ).
Вот пример такого простейшего силлогизма. Большая посылка: «У всех насекомых по шесть ног». Малая посылка: «Бабочка — насекомое». Вывод: «Следовательно, у бабочки шесть ног». Если не верите, сосчитайте.
2i.SU ©® 2015