Выше мы уже говорили о значении слова. Тогда речь шла о том, что это своего рода «ярлычок», признак определенной категории предметов или явлений, объединенных в нашем сознании.
Но этим функция слова не ограничивается. Если вы читали о путешествии Гулливера в Лапуту и беседах его с учеными в лапутянскои академии, то помните, наверное, что философы-лапутяне предлагали совсем отказаться от звукового языка. Они таскали с собой мешки с различными предметами и при встрече, когда хотели о чем-то сказать собеседнику, вынимали из мешка соответствующий предмет. Казалось бы, логично, но эта попытка лапутянских философов почему-то провалилась. Их способ беседы не вошел в обиход у граждан Лапуты.
В нашем сознании существует категория предметов, обозначаемая словом «часы».
Это случилось потому, что слово используется человеком не только для обозначения некоторой категории реальных предметов. Оно есть средство анализа реальной действительности. Анализ — это мысленное разложение целого на части или выделение отдельных сторон действительности.
Если вы читали о путешествии Гулливера в Лапуту, то помните, наверное, что философы-лапутяне объяснялись между собой с помощью различных предметов, которые показывали собеседникам.
Анализ и обратный ему процесс — синтез, т. е. мысленное объединение предметов, явлений или их признаков, — это основные мыслительные операции. Кроме того, есть еще обобщение — выделение общего в предметах и явлениях и основанное на этом мысленное их объединение и абстракция — мысленное отвлечение от предмета или явления какого-то отдельного свойства или признака и т. д. А мысленное объединение в одно целое всех общественно значимых свойств и признаков данного предмета или явления называется понятием об этом явлении. Все эти операции позволяют нам проникать в сущность предметов, устанавливать такие связи, вскрывать такие особенности, которые невозможно ни наблюдать, ни представлять себе. В. И. Ленин писал по этому поводу: «Представление не может схватить движения в целом, например, не схватывает движения с быстротой 300 000 км/с, а мышление схватывает и должно схватить».
Слово «кисть» художник, врач, садовод и маляр воспримут по-разному, связывая с ним разные представления.
Но вернемся к слову как орудию анализа. Когда мы говорим «желтый», «идти», «над», то сам факт употребления этих слов уже предполагает анализ действительности и выделение каких-то ее признаков: ведь в природе нет «желтизны» и нет «хождения», это определенные характеристики, признаки предметов.
Значение слова — это его содержательная сторона. Каждый раз, употребляя слово для обозначения реального предмета, мы тем самым указываем своему собеседнику или себе самому, к какому классу предметов относится данный предмет, какими свойствами он обладает, какая деятельность может быть с ним произведена.
Значение слова предполагает у всех людей, употребляющих это слово, одну и ту же (или примерно одинаковую) работу по анализу действительности. Но когда мы употребляем слово, то связываем с ним не только эту работу, а и некоторые особенности нашего индивидуального опыта. Это может быть опыт профессиональный: например, слово «кисть» художник, врач и садовод воспримут по-разному, связывая с ним разные представления. Но это может быть и опыт индивидуальный в строгом смысле, опыт личный: например, если я не люблю трески, то одно слово «треска» вызовет у меня отрицательную эмоцию; но у моего соседа, любителя рыбы, то же слово может вызвать эмрцию самую положительную. Да и сам я в другой ситуации, например если бы не ел несколько дней, вероятно, никаких неприятных эмоциональных переживаний при слове «треска» не испытывал бы.
То, что мы «вкладываем» в слово на основании нашего индивидуального опыта и конкретной ситуации, некоторые психологи называют смыслом слова. Смысл и значение слов взаимно дополняют друг друга. Но если значение слова всегда остается одним и тем же, независимо от того, кто, когда и где его употребляет, то смысл этого слова может быть разным у различных людей и в различных обстоятельствах.
2i.SU ©® 2015