Известный русский биолог К. А. Тимирязев в одной из своих работ сказал: «Если заурядный, но получивший современное образование человек обладает в наше время сведениями о природе, которым позавидовал бы Аристотель, то причина тому лежит не в исключительном каком-нибудь умственном превосходстве, даже не в том, что непосредственно окружало его в период его личного развития, а, конечно, в тех 22 веках, которые недаром же прожило с тех пор человечество».
Благодаря тому что человечество располагает общественно выработанными средствами закрепления своего опыта, и в первую очередь языком, мы можем передавать друг другу (от поколения к поколению) самые сложные достижения нашего познания. Чем дальше, тем больше этих элементов познания, этих крупиц общественного опыта, общественной практики оказывается в распоряжении человечества. И каждый из нас, появляясь на свет, не просто ощущает, не просто воспринимает реальную действительность органами чувств, но начинает познавать эту реальную действительность, изучая то, что знают о ней другие люди, все человечество. По выражению Ф. Энгельса, к деятельности органов чувств у человека обязательно присоединяется деятельность мышления.
Постараемся разобраться, как это происходит. Мы знаем, что многое в деятельности человека, как и почти все в деятельности животного, сводится к рефлекторной деятельности. Это могут быть простейшие — безусловные рефлексы. Если мы уколем руку, то сразу же непроизвольно ее отдернем. Если мы голодны, то стремимся к пище.
У истоков безусловного рефлекса стоит потребность — в пище, в самосохранении. Если рефлекторное действие удовлетворяет эту потребность, оно прекращается. Безусловнорефлекторное поведение врожденно у животного и человека: не будь безусловных рефлексов, они просто не смогли бы жить. Самый первый самостоятельный акт в жизни человека — крик новорожденного младенца — это безусловный рефлекс, в результате которого ребенок, набирает воздух в легкие.
Это могут быть и более сложные рефлексы — условные. Они не врожденны, а формируются у животного (или человека) прижизненно, благодаря его индивидуальному опыту. Существование условных рефлексов позволяет животному приспосабливаться к изменяющимся условиям, реагировать на те раздражители, которые раньше не встречались ему. Но характер этой реакции существенно не меняется: это такое же рефлекторное действие, возникающее так же автоматически и неосознанно, имеющее такое же простейшее строение.
Но есть еще и третья форма поведения, существенно отличающаяся от первых двух. Это так называемая интеллектуальная деятельность, интеллектуальное поведение. Если условный рефлекс автоматичен, то интеллектуальный акт предполагает выбор из нескольких возможных способов поведения. Чтобы произвести его, мы должны, как говорят, произвести ориентировку в задаче, проанализировать ее и наметить такие формы и средства нашего поведения, с помощью которых поставленную задачу можно было бы решить.
Интеллектуальная деятельность типична для человека: по крайней мере на 7/8 человеческое поведение складывается из интеллектуальных актов и только 1/8 приходится на условно- и безусловнорефлекторное поведение.
Каждый интеллектуальный акт состоит из трех частей.
Первая — это предварительная ориентировка в ситуации, в условиях действия и составление программы действия.
Вторая — исполнение, осуществление тех планов, которые были намечены.
Третья часть — сличение результата с поставленной целью.
У высших животных, например обезьян, тоже есть интеллектуальное поведение, но первая и вторая части интеллектуального акта у них объединены. Обезьяна сразу начинает действовать, пробуя различные способы достижения цели и отбрасывая ошибочные. Поэтому обычно говорят, что обезьяна действует методом «проб и ошибок».
Да и сам интеллект у обезьяны очень своеобразен. Это так называемый действенный, практический интеллект.
Задача, стоящая перед обезьяной, — это всегда задача выбрать из возможных практических действий то или иное практическое действие, и решение этой задачи протекает всегда в ходе непосредственной практической деятельности.
Человек же может сначала сформулировать план своих действий в речевой форме и лишь затем осуществить его практически, если это необходимо. А в случаях, когда практическое осуществление не обязательно или вообще невозможно при данных обстоятельствах, решение может остаться только в речевой форме.
Конечно, и в деятельности человека практический интеллект занимает большое место. Пример высокоразвитого практического интеллекта — мышление конструктора.
Но у человека, в отличие от обезьяны, даже в практической деятельности всегда есть теоретические, словесные элементы.
Приведем некоторые примеры интеллектуального поведения человека. Вы вышли на лестничную площадку, и за вами захлопнулась дверь. Дома никого, кроме вас, не было. Нужно проанализировать создавшееся положение и наметить путь, как из него выйти (первая часть интеллектуального акта), затем осуществить намеченный план. Допустим, вы решили попытаться открыть замок перочинным ножом (вторая часть интеллектуального акта). Но, толкнув после этой попытки дверь, убедились, что ножом она не отпирается (третья часть интеллектуального акта), — и весь интеллектуальный акт начинается сначала: вы после некоторого раздумья отправляетесь за слесарем.
Еще пример мыслительной задачи, с которой вы наверняка встречались. Вы играете в шахматы, ваш ход. Вы сначала обдумаете его. «Многие мысли стремятся к воплощению — правильные и ошибочные, сильные и слабые, практичные и непрактичные, — описывает этот процесс Э. Ласкер, немецкий шахматист, экс-чемпион мира. — Они зарождаются и борются между собой, пока одна из них не одержит верх». Это первая часть интеллектуального акта. Вторая — принятие решения: сделать именно этот, а не другой ход. А третья — это ваша оценка его результатов: удачен он или неудачен, добились вы этим ходом желаемого результата или вам это не удалось.
Еще более характерная мыслительная задача этого типа — задача, стоявшая перед Александром Невским, когда он организовал разгром псов-рыцарей на Чудском озере. Сначала, поднявшись на Вороний Камень, он оценил ситуацию и сопоставил несколько возможных вариантов действия, чтобы выбрать из них наиболее правильный (с его точки зрения). Затем, решив поставить свои войска на льду в виде клина и заманить в этот клин тевтонских рыцарей, он осуществил вторую часть интеллектуального акта. И наконец, наступила третья часть этого акта, когда Александр Невский с удовлетворением наблюдал, как гибли в холодной воде тяжеловооруженные рыцари — в соответствии с его мудрым военным замыслом.
А теперь приведем пример мыслительной задачи другого характера — чисто теоретической, где все три части интеллектуального акта протекают целиком в уме и никакого практического действия не происходит. Вот она: «У Миши было два яблока, а у Пети три. Сколько яблок было у Миши и Пети вместе?»
Научные открытия и изобретения — это решение задачи того же типа, что и задача о яблоках. Многие знают легенду об Архимеде, который, лежа в ванне, вдруг закричал: «Эврика!» Закричал он потому, что ему удалось решить теоретическую задачу, поставленную правителем Сиракуз. Задача заключалась в следующем: для правителя была изготовлена золотая корона. Он заподозрил, что ювелиры примешали к золоту серебро. Как, не ломая и не расплавляя корону, узнать, есть ли в ней серебро и сколько именно?
В решении этой задачи можно увидеть одну очень характерную черту человеческого мышления вообще — оно связано с предшествующим опытом человека, только здесь этот опыт выступает в преобразованном виде: воспоминания, представления и умения перегруппировываются, вступают в новые связи и отношения. «Через голову человека в течение всей его жизни не проходит ни единой мысли, которая не создалась бы из элементов, зарегистрированных в памяти, — писал русский физиолог И. М. Сеченов. — Даже так называемые новые мысли, лежащие в основе научных открытий, не составляют исключения из этого правила». Так и здесь: Архимед перенес в решение задачи некоторые элементы своего жизненного практического опыта, именно замеченную им закономерность, что погруженное в воду тело — его собственное тело — весит в ней тем меньше, чем больше вес вытесненной им жидкости; на основе этого наблюдения он установил свой закон и решил задачу правителя Сиракуз (сам закон Архимеда формулируется, как вы помните, несколько иначе — более строго).
Александр Невский, обдумав несколько вариантов действия, решил поставить свои войска на льду в виде клина и заманить в этот клин врагов.
Одна из основных особенностей творческого мышления и заключается в умении привлечь к планированию своих действий предшествующий опыт. Но никто из нас не может заранее угадать, что именно может понадобиться ему при решении задачи, неожиданно возникшей перед ним на жизненном пути... Потому-то человеку-творцу нужно знать очень много, постоянно учиться, увеличивая тот запас знаний, который в дальнейшем поможет найти решение задачи.
Многие знают легенду об Архимеде, которому леиеа в ванне удалось найти решение одной из трудных задач.
Использование приобретенного опыта и запаса знаний при решении-поставленной задачи хорошо иллюстрирует такой эксперимент. Даны четыре точки, надо перечеркнуть их тремя прямыми линиями, не отрывая карандаша от бумаги, так, чтобы он возвратился в исходную точку. Люди, не сталкивавшиеся раньше с аналогичной задачей, не смогли ее решить. Тогда им предложили сыграть в шахматы и расставили на доске фигуры. Половина испытуемых сразу обратили внимание на ход ферзя и тут же решили задачу о четырех точках. Остальным подсказали, что к этой задаче имеет некоторое отношение шахматная партия, после чего и они решили задачу.
Нелегко догадаться, как перечеркнуть четыре точки тремя прямыми линиями, не отрывая карандаша от бумаги. Эту задачу можно решить, если вспомнить, что к ней имеет некоторое отношение шахматная партия.
2i.SU ©® 2015