Мы говорили о том, как по-разному может проявляться творческое воображение, но мы почти ничего не сказали о претворении творческих замыслов в жизнь. Часто в книгах и газетах вы видите рядом со словом «творчество» и другое слово — «вдохновение».
Действительно, без внутреннего подъема, без уверенности в своих силах, глубокого интереса к делу, благородного стремления к успеху, которое зовется вдохновением, невозможны ни крупные изобретения, ни научные открытия, ни создание произведений искусства. Способность переживать минуты вдохновения не врожденное свойство отдельных людей, избранных, так сказать, самой природой для творчества. Вдохновение посещает только тех, кто по-настоящему, не жалея сил, стремится к цели.
Некоторые наивные люди, над которыми посмеялся в одном из своих стихотворений В. Маяковский, полагают, что книги пишутся приблизительно так: живет себе писатель, как и все люди, и «вдруг» его охватывает порыв вдохновения, он берет перо и творит. Если бы так было на самом деле, то Пушкин никогда бы не стал тем Пушкиным, которого мы любим. После Смерти Пушкина его слуга рассказывал, что поэт ежедневно до глубокой ночи просиживал в кабинете. А ведь по характеру Пушкин был чрезвычайно живым человеком, подвижным, нетерпеливым...
Вдохновение добывается упорным, систематическим трудом. П. И. Чайковский говорил, что вдохновение не любит посещать ленивых.
Английский писатель Ч. Диккенс имел обыкновение с утра и до двух часов проводить время за письменным столом. Любопытно, что даже в тех случаях, когда дело подвигалось медленно, с трудом, он все равно не прекращал работать.
Путь к вдохновению, к осуществлению творческих замыслов начинается задолго до того, как человек садится за письменный стол, чертежную доску или берет в руки палитру. Замысел долго вынашивают, обдумывают, изменяют, на помощь призывается весь жизненный и профессиональный опыт, накапливаются специальные знания. И бывает так, что в творчестве начинают играть крупную роль наблюдения, прямо, казалось бы, не относящиеся к главной цели. Это и приводит к возникновению легенд, вроде тех, которые рассказывают, что Уатт сумел изобрести паровой двигатель, увидев, как подпрыгивает крышка кастрюли под напором пара, а Ньютон открыл закон всемирного тяготения, потому что на его глазах с ветки упало яблоко. Эти предания мало правдоподобны, но в них выражена правдивая мысль, что подлинное творчество никогда не кончается и вся жизнь творца всегда подчинена стремлению к единой цели.
Если же говорить об осуществлении творческих замыслов, то, конечно, самый трудный этап — начало работы, когда еще только нащупываются пути решения поставленной задачи. И сколько прекрасных замыслов так и осталось всего лишь замыслами, потому что их авторы не сумели преодолеть этих преград!
Наконец первые трудности позади, стали вырисовываться первые успехи и достижения. Человека начинает охватывать долгожданное и заслуженное вдохновение. Но тут творца подстерегают новые трудности...
Вдохновение не должно ослеплять, ибо это не игра необузданного воображения, не стихийный поток мыслей и чувств, а состояние большой внутренней собранности, обостренного видения намеченной цели. Подчинять себе собственное воображение тоже труд, и немалый.
В общем, если вы хотите сами пережить радостные минуты вдохновения, прилива творческих сил, помните слова А. П. Чехова, обращенные доного лет назад к молодому тогда писателю И. А. Бунину: «Нужно, знаете, работать. Не покладая рук. Всю жизнь».
2i.SU ©® 2015