Путешествовать по земному шару, не выходя из комнаты, переноситься в другие миры, быть «свидетелем» прошедших и будущих событий позволяет нам воображение. Оно помогает глубже познавать мир, делает наши представления о жизни полнее и ярче. Мало того, воображение необходимо нам в борьбе с природой, в создании всего нового. Воображение человека рождает и поэтические сказки, и совершенные машины.
В 1834 г. никому в то время не известный девятнадцатилетний студент Петр Ершов выпустил в свет сказку «Конек-Горбунок». Любовь читателей к фантастическому герою этого произведения, по всей вероятности, превзошла ожидания автора. Многие поколения детей с тех пор с восторгом знакомились с умным Коньком, да и взрослые о нем тоже не забывали. Впрочем, никто, разумеется, не верит в существование Конька-Горбунка, что, однако, нисколько не мешает людям любить его так же, как если бы он был существом реальным. Значит, человек может очень ясно представлять себе не только то, что есть или может быть на самом деле, но и то, чего никогда не было и быть не может. Вот насколько богато человеческое воображение!
Да, но откуда же взялся Конек-Горбунок, как удалось Ершову с такой точностью и даже, если хотите, правдивостью описать это явно фантастическое существо? Прежде чем Конек-Горбунок попал в книгу, образ его уже был в голове у Ершова. Вообще, для того чтобы создать предмет, какого еще никогда не было, человек должен сформировать в своей голове его образ.
Еще до того как появился первый на земле каменный топор, кто-то уже знал, каким он будет и что им станут делать. Эта способность к созданию новых образов и называется воображением.
Воображение основано на умении замечать свойства предметов и переносить их с одного предмета на другой, образуя новые сочетания этих свойств. Руль лодки, например, во многом копирует хвост рыбы, а весла — плавники. Даже самые фантастические образы возникают в результате необычного сочетания известных качеств реальных предметов. В сказочном Коньке-Горбунке воплотились качества и человека, и животных, и птицы.
Как и многие другие свойства человека, воображение развивалось и совершенствовалось в процессе труда. Будь человек бездеятелен, и воображение у него было бы крайне скудным. Воображение служит удовлетворению многообразных и сложных человеческих потребностей; они-то и вызывают в сознании образы того, что необходимо человеку. Топор был придуман потому, что он был нужен для охоты, добывания дров, для строительства жилищ. А Конек-Горбунок? И он тоже нужен людям — кто из нас не мечтал об умном и верном друге, который не бросит в беде?
Необычные сказочные образы созданы на основе представлений о реальных существах.
Богатое воображение встречается не только у изобретателей и сказочников, без него не обойтись и читателям сказок, даже самым маленьким. Правда, это различные виды воображения. Изобретатель создает то, чего еще никогда не было до него, впервые по-новому соединяет свойства различных предметов. Это творческое воображение. Оно начинает действовать в результате большой внутренней сосредоточенности, постоянной направленности мысли на решение поставленной задачи. В процессе работы творческого воображения у изобретателя или ученого, как правило, возникает несколько вариантов решения задачи, и бывает трудно выбрать из них наилучший, а порой и единственный путь, который может привести к успеху. Наличие нескольких решений, которые как бы вступают в борьбу между собой, рождает внутренний конфликт. Он делает творчество временами мучительным и заставляет человека напрягать все силы. Как видите, путь к творческим достижениям очень и очень труден. Вы же, читая описание изобретения, должны представить себе нечто уже существующее, хотя, может быть, никогда и не виданное вами. Это тоже не так просто, как кажется на первый взгляд. Церед вами задача — расшифровать значение слов, увидеть внутренним взором то, что за ними стоит. Сами слова ни о чем не могут рассказать, если они не вызывают в сознании образов. И вот, оперируя этими образами, вы воспроизводите в сжатом виде тот путь, которым шел изобретатель, а в конце концов и полученный им результат. Такое воображение называется репродуктивным, т. е. воспроизводящим. Репродуктивное воображение служит нам даже в самых простых делах. Без его помощи и пол в комнате не подметешь, и посуды не вымоешь.
Творческое воображение может проявляться в любой области человеческой деятельности, а не только в профессиях, называемых творческими. Поэтому совершенно правильно говорят, что есть не творческие профессии, а люди, творчески относящиеся к своему труду.
Стремление быть полезным людям, найти способы делать свое дело лучше, увидеть в нем больше, чем видели до тебя, умение использовать свои наблюдения и опыт, преодолевать трудности — это и есть творчество. В то же время надо помнить, что в зависимости от характера деятельности творческое воображение выступает в различных специфических формах.
Существует довольно много общего в работе ученого, изобретателя, художника. Для каждого из них творчество начинается с зарождения замысла. Изобретатель или рационализатор на производстве прежде всего, конечно, знает, для каких целей будет служить его изобретение. Он ясно представляет себе круг операций, которые предстоит выполнять проектируемому станку или автомату. Вообще главная особенность творческого воображения изобретателя — это способность воплотить замысел в конкретный, продуманный до мелочей образ. В своей работе изобретатель вынужден учитывать и те специфические условия, в которых будет действовать создаваемый механизм. И если, предположим, разрабатывается конструкция новой картофелекопалки, то конструкторам приходится учитывать, что в поле бывают бугры и ямы.
Осваивая подводное плавание, человек многое позаимствовал у рыб.
Творческое воображение ученого проявляется в менее конкретной форме. Ученый, как правило, должен выяснить причины явлений, изучить те очень сложные связи между предметами, которые можно наблюдать в природе. Почему люди болеют, что вызывает эти болезни, как влияют лекарства на течение болезни — это интересует ученого-медика. Главное в его творчестве не создание конкретной вещи, а формирование и проверка гипотезы — предположения, объясняющего суть явлений. Не менее важно в научном творчестве уметь вовремя отказываться от неправильных предположений, выдвигать новые, находить остроумные способы их проверки.
Ученый должен уметь накапливать факты, сопоставлять и анализировать их. Это искусство сложное. Недаром академик И. П. Павлов говорил, что факты ученому необходимы, как птице воздух для полета.
В художественном творчестве можно увидеть черты, роднящие его и с наукой, и с изобретательством. С одной стороны, художник, подобно изобретателю, должен создавать конкретную вещь — картину Или поэму, скульптуру или роман; его замысел должен воплотиться в художественные образы. Но художника можно сравнить и с ученым. Ведь если автор не сумел проникнуть в суть изображаемых событий, он не создаст произведения искусства. Художник-портретист стремится не только к внешнему сходству с моделью; его задача сложнее — изобразить через внешность человеческий характер, проникнуть в его глубины. Иначе с изобретением фотографии умер бы этот старинный жанр изобразительного искусства. Произведения искусства обращены в первую очередь к чувствам людей, и в этом, пожалуй, главное отличие художественного творчества от всех других видов творчества. Художественный образ должен быть не только новым, оригинальным, но и предельно выразительным, волнующим, и художник старается создать его таким, чтобы он вызвал у читателей, зрителей или слушателей те же чувства, которые пережил сам автор.
2i.SU ©® 2015