2i.SU
Человек

Человек

Содержание раздела

Стоит ли жаловаться на свою память?

Известный французский писатель Ф. Ларошфуко шутливо заметил однажды, что никто из людей не жалуется на свой ум, но все недовольны своей памятью. Иному человеку кажется, что вся беда заключается в том, что многое забывается, а вот если бы все виденное, слышанное, прочитанное могло само собой записываться в памяти, как музыка на магнитофонную ленту, то и учиться было бы гораздо легче и работалось бы лучше. Поэтому основное стремление тех, кто не умеет пользоваться своей памятью, — научиться ничего не забывать.

Однако давайте посмотрим, так ли уж хорошо помнить буквально все. Крупнейшие советские психологи на протяжении нескольких десятилетий наблюдали человека по фамилии Шерешевский, обладавшего феноменальной памятью. Однажды ему прочитали 100 слов, а через 20 лет он смог безошибочно воспроизвести весь этот длинный список. Столь же легко Шерешевский запоминал и цифры, и формулы, и слова любого иностранного языка.

Казалось бы, такой памяти можно только позавидовать, но не будем спешить с выводами. Посмотрим, нет ли недостатков у такого рода памяти.

В многолюдной аудитории Шерешевскому прочитали длинный ряд слов и попросили воспроизвести их. С этим он справился, как и всегда, безукоризненно. Но потом ему предложили назвать из всего списка одно только короткое слово, обозначающее инфекционное заболевание. Все присутствующие, люди с самой обыкновенной памятью, мгновенно вспомнили слово «тиф», а Шерешевскому для этого потребовалось целых две минуты. Что же с ним происходило все это время? Оказывается, чтобы вспомнить одно-единственное слово, Шерешевскому необходимо было в уме начать перебирать по порядку все заученные слова, которые хранились в его памяти сами по себе, ни с чем не связанные.

Память Шерешевского была чисто механической, и в этом состоял ее главный недостаток. Но кроме того, Шерешевский не умел забывать, он не мог, подобно тем, кто несколько минут назад восхищался его памятью, затормозить следы всех остальных слов, чтобы выбрать слово «тиф».

Поэтому умение запоминать все без разбора мы никак не можем назвать хорошей памятью. При оценке памяти мы обращаем внимание прежде всего не на количество разных сведений, хранящихся в ней, а на то, с какой быстротой человек может извлечь их оттуда в нужную минуту, а это зависит от организации их хранения. Представьте себе, что вам предложили на выбор две библиотеки. В одной двадцать тысяч томов, но все они свалены в полном беспорядке, образуя бесформенную груду, в которой найти нужную книгу практически невозможно. В другой — только тысяча томов, но все они стоят на полках и распределены по разделам: художественная литература, учебники, справочники и т. д. Нет сомнения, что каждый из вас предпочел бы вторую библиотеку.

Вот так же обстоит дело и с памятью: все должно иметь свое определенное место, и тогда любые сведения можно легко и быстро извлекать из хранилища, да и все новое будет запоминаться гораздо быстрее.

Замечательная способность мозга запечатлевать и воспроизводить следы впечатлений, к сожалению, не во все периоды жизни одинакова. К старости или под влиянием некоторых болезней память ухудшается, особенно трудно становится запоминать новое, усваивать знания. Учиться в старости да и просто в зрелом возрасте гораздо труднее, чем в детстве. Именно поэтому надо обязательно стараться в школьные годы максимально использовать возможности своей памяти.

Испытуемому показали картинку и попросили рассказать другому участнику опыта, что на ней изображено. Он, в свою очередь, рассказал о ней третьему и т. д. Каждый обязательно что-то забывал. Посмотрите, что получилось бы, если бы мы проиллюстрировали эти рассказы.

У взрослых по сравнению с детьми обязательно появляется важное преимущество — профессиональная память. Каждая профессия предъявляет человеку свои особые требования, помогает развитию специальной памяти. Недаром говорят, что зубной врач прежде всего вспоминает, какие у человека зубы, а портной — покрой его пиджака. В этой шутке есть немалая доля истины.

Известный шахматист гроссмейстер А. А. Котов рассказывал, что однажды ему пришлось по памяти восстановить ход за ходом одну из партий, проведенную в сеансе одновременной игры на 30 досках. Вряд ли кто-нибудь из нас справился бы с подобной задачей, а для отличного шахматиста это проявление не исключительной памяти вообще, а профессиональной памяти. Интерес к своей работе, постоянная напряженная деятельность в этой области ежедневно обогащают память, совершенствуют ее.

Хорошей памяти нет у лентяев и людей, равнодушных к жизни, потому что она не подарок природы своим избранникам, а награда за ежедневный, настойчивый труд.

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru