Как мы убедились, природа не поощряет зубрил и скупо вознаграждает их за усердие. Должно быть, это знали еще те первобытные «летописцы», которым поручали запоминание различных событий. Они чувствовали, что многое забывают. Тогда, наверное, и был изобретен прием для запоминания, которым до сих пор пользуются очень многие люди: для расширения возможностей памяти стали создавать внешние опоры. Например, человек боялся, что утром забудет наточить каменный топор, поэтому он с вечера делал на дереве перед выходом из пещеры зарубку. А утром, едва взглянув на зарубку, вспоминал о своем намерении. Человек устанавливал тем самым связь между двумя событиями. В наши дни, как правило, зарубок на деревьях не делают, а вот узелки на платках завязывают, а с точки зрения психологии памяти между этими двумя приемами никакой разницы нет.
Попробуем разобраться в этом. Запоминание при помощи специальных приемов называют, в отличие от механического заучивания, смысловым или опосредствованным, и узелок на платке — одно из самых простых его проявлений. В опосредствованном запоминании главное уже не повторение, а сложная переработка заучиваемого материала, в которой участвует мышление. Оно позволяет нам установить связи между тем, что мы запоминаем, и тем, что уже знаем; оно же помогает нам укрупнить элементы запоминаемого материала, представить его в более сжатом виде. Нам не нужно запоминать каждое слово в рассказе, мы запоминаем только его схему. Например, надо запомнить биографию А. В. Суворова. Читая учебник, мы внутренне выделяем самые главные события в жизни полководца, обозначая их порой одним только словом: Очаков, Измаил, Альпы. Когда на уроке нам придется рассказывать о Суворове, мы расшифруем схему, и получится связный и подробный рассказ. Но бывает и так, что человек в рассказе пропускает какой-то важный эпизод. Тогда мы прибегаем к удивительному свойству слова, которое таит в себе возможность вступать в самые неожиданные связи с другими словами. Представим себе слово в виде клубка, из которого торчит много ниточек и каждую можно связать с различными предметами. Мы говорим товарищу: «Альпы», — и он тут же без руда рассказывает соответствующий эпизод из жизни Суворова, потому что одной из ниточек в его памяти связаны события жизни Суворова и название этих гор.
Каждый человек по-своему устанавливает эти связи, пользуется разными словами, но принцип всегда один и тот же. Для изучения смыслового запоминания проводилось много опытов, но мы расскажем только об одном.
Испытуемому предлагалось запомнить ряд слов отвлеченного характера, таких, например, как «сомнение», «печаль», «болезнь» и т. п. Ему разрешалось при этом для каждого слова сделать небольшой рисунок, а при воспроизведении слов смотреть на свои зарисовки.
Оказалось, что таким способом можно запомнить во много раз больше, чем при механическом повторении. Так смысловое запоминание значительно раздвигает границы памяти.
2i.SU ©® 2015