2i.SU
Человек

Человек

Содержание раздела

Запомни!

Л. Н. Толстой говорил, что большую часть опыта, накопленного за долгую жизнь, он приобрел в первые три года. В этом высказывании нет преувеличения, и оно справедливо для каждого человека. А если предположить, что человек ограничился этим и не приобрел той меньшей части опыта, которой не хватало ему в детстве? Толстой никогда не стал бы писателем и в 80 лет так фактически и оставался бы трехлетним ребенком. Тот опыт, о котором говорил Толстой, был приобретен при помощи непроизвольного запоминания, без цели запомнить. Лет до трех-четырех человек вообще неспособен запоминать иначе, поэтому наивно отчитывать двухлетнего ребенка: «Запомни раз и навсегда...» Не запомнит. Это объясняется еще недостаточно развитыми способами запоминания. И в дальнейшем, конечно, непроизвольное запоминание играет большую роль в нашей жизни, но иногда приходится приказывать себе: «Запомни!»

Без умения выполнять этот приказ невозможно стать образованным человеком, приобрести профессию, сделаться полезным людям. Между прочим, способность запоминать с заранее намеченной целью, называемая произвольным запоминанием, свойственна только людям и развилась у них не случайно.

Животные прекрасно обходятся непроизвольным запоминанием и теми умениями и навыками, которые достаются им по наследству от предков. Этого вполне достаточно, чтобы приспособиться к условиям жизни и обеспечить удовлетворение потребностей.

Условия жизни человека несравненно сложнее: он должен много знать, уметь, он должен передавать свой опыт последующим поколениям. Когда-то, очень давно, когда человек только еще становился человеком, он тоже довольствовался непроизвольным запоминанием, но со временем стал замечать, что этого ему мало. Тогда, как предполагают ученые, стали назначать специальных людей, обязанностью которых было запоминать и передавать необходимые сведения другим людям. Это были, так сказать, первые на земле историки, первые «летописцы», только писали они не на бумаге и даже не на камнях, а в собственной памяти. В дальнейшем и все остальные люди научились подчиняться этому приказу — «Запомни!».

Запомните эти фигуры.

Но как выполняется этот приказ?

Конечно, можно прибегнуть к многократному повторению одного и того же. Для этого важно понимать необходимость запомнить. Выл случай, когда человеку много раз повторяли одни и те же слова, но он так и не смог потом вспомнить ни одного из них. Оказалось, человек не знал, что от него требуется запоминать их. Когда же ему это объяснили, он быстро справился с заданием. Но понимание необходимости запомнить еще не гарантирует больших успехов.

С одного раза можно в лучшем случае запомнить всего 5—6 не связанных друг с другом слов. А для того чтобы запомнить всего 10 слов, требуется уже несколько повторений, т. е. объем механической памяти очень невелик, хотя, как мы знаем, каждое впечатление оставляет след. Может быть, следы очень слабы и легко стираются? Нет, причина совсем не в этом.

Когда изучали возможности механической памяти и предлагали испытуемым для заучивания 10—12 бессмысленных слогов, неожиданно обнаружили, что лучще всего запоминаются первые и последние слоги, а средние, особенно 5-й и 6-й, испытуемому запомнить особенно трудно. Тогда-то и родилось предположение, что дело совсем не в слабости следов, а в том, что они оказывают влияние друг на друга, а именно испытывают торможение со стороны соседних следов.

Слоги, стоящие в начале ряда, таким образом, испытывают торможение со стороны последующих следов, а слоги в конце ряда — со стороны предшествующих. Но те, что оказались в середине, — им особенно трудно — испытывают торможение с обеих сторон: и от предшествующих и от последующих. Потому-то их и было так трудно запомнить.

А теперь проверьте вашу память — найдите фигуры, которые были на предыдущем рисунке.

Правда, люди научились увеличивать объем механического запоминания, в какой-то степени преодолевать торможение. Попробуйте запомнить такой ряд цифр: 6, 8, 3, 7, 1, 4, 4, 9, 5. Это окажется трудной задачей. А теперь вместо девяти однозначных чисел запомните три трехзначные: 683, 714, 495. Видите, это легче. Стало меньше элементов для запоминания, а следовательно, уменьшилось торможение. Однако даже такие приемы ненамного увеличивают возможности механической памяти.

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru