Мы не в состоянии запомнить все предметы, которые встречались нам в жизни, и все события, свидетелями которых мы были. Многое не сохраняется в памяти, и нас, конечно, интересует, почему так происходит, почему наша память выбирает что-то для запоминания, иногда без всякого указания с нашей стороны.
В старости знаменитому итальянскому ювелиру и скульптору эпохи Возрождения Бенвенуто Челлини захотелось поведать людям историю своей жизни. И вот, работая над заказами, Челлини неторопливо рассказывал различные случаи, бывшие с ним, а соседский мальчик записывал их. Так родилась увлекательная и довольно объемистая книга, вместившая, впрочем, далеко не все, что помнил ее автор. На одной из страниц он просит извинения у читателя за то, что книге недостает плавности повествования. Оправдываясь, Челлини говорит: он рассказывает лишь о том, что случайно ему запомнилось. В первую минуту мы даже готовы согласиться с автором. Действительно, ведь он не знал в молодости, что будет писать мемуары, он не вел дневника, а много работал, переживал радости и огорчения, становился порой участником самых необычайных приключений, не стараясь их запоминать. Однако, подумав, мы поймем, что Челлини неправ. Все, что он запомнил, осталось в его памяти непроизвольно, но не случайно.
Непроизвольное запоминание имеет свои законы, исследованные учеными. Долгое время считали, что непроизвольно запоминается то, что чаще повторяется, то, например, что человек видит ежедневно. Но один психолог опроверг это мнение, проведя интересный и совсем простой опыт.
Психолог попросил группу людей вспомнить, как выглядит цифра 6 на циферблате их часов. Вопрос мог бы показаться нелепым, потому что в то время почти на всех часах цифра 6 отсутствовала, а на ее месте находилась маленькая секундная стрелка. Тем не менее об этом помнили только восемь человек из двухсот опрошенных, остальные же подробно рассказывали о несуществующей шестерке. А ведь каждый участник опыта по многу раз в день смотрел на часы.
Значит, причину непроизвольного запоминания следует искать не в частом повторении, а в чем-то другом. Попробуем понять, в чем же. Отсутствие стрелки не мешало узнавать время, не служило помехой для достижения цели и поэтому оставалось незамеченным. Вы и сами можете убедиться, что не помните многого из того, что постоянно окружает вас.
Сколько, например, ступенек между первым и вторым этажом в вашей школе? Думаем, что вы затруднитесь ответить на этот вопрос.
Но если в походе вам пришлось в сырую погоду разводить костер и немало потрудиться, прежде чем он разгорелся, вы будете долго об этом помнить. Отсюда уже несложно сделать вывод: непроизвольно запоминается то, что тесно связано с деятельностью человека, требует от него усилий, и чем труднее для него задача, тем лучше происходит запоминание. Оно сопутствует деятельности и не может существовать без нее.
Теперь вы, наверное, понимаете, почему на уроках так часто вас просят не просто читать текст, а составлять его план — это требует от вас большей активности. Учитель прямо не говорит, что вы должны запомнить содержание главы учебника, но он знает, что, составляя план, вы будете как бы делить главу на отдельные части и записывать основную мысль каждой из них. Вы будете запоминать не отдельные слова или образы, а мысли, что гораздо легче.
Существуют, конечно, и другие условия, расширяющие объем и повышающие прочность непроизвольного запоминания. Ими пользуются люди самых различных профессий, в том числе редакторы газет и журналов. Вот вы с увлечением следите за развитием сюжета повести, напечатанной в газете; желание скорее узнать, что будет с полюбившимися вам героями, увеличивается с каждой минутой. И вдруг вы читаете: «Продолжение следует». Обычно эти слова появляются в самом интересном месте. И, дожидаясь продолжения, вы все время помните о том, что говорилось в предыдущем выпуске. Это происходит потому, что незаконченное действие создает у человека определенное напряжение, вызывает потребность закончить его. Такое напряжение не позволяет человеку забыть о том, что он не завершил; в первую очередь это, конечно, относится к интересующей его деятельности.
Вообще надо сказать, что отношение к деятельности, эмоциональное состояние, вызываемое различными событиями, сильно влияют на непроизвольное запоминание. В сказке Андерсена «Соловей» говорится, что один путешественник написал в своей книге: «В Китае много чудесного, но лучше всего маленькая птичка, по имени соловей, которая живет в лесу близ императорского сада. Ради того, чтобы послушать ее пение, советуем каждому съездить в Китай».
Маленькая птичка по имени соловей, несомненно, больше всего виденного запомнилась путешественнику потому, что своим пением вызвала у него много приятных переживаний. Ученые давно сошлись на том, что приятное запоминается гораздо лучше, чем то, что человеку безразлично. Многие объясняют это естественным желанием человека время от времени возвращаться к приятным переживаниям.
2i.SU ©® 2015