Все, конечно, знают, что в полной темноте увидеть ничего нельзя. Но иногда кое-что все-таки можно разглядеть.
Давайте поместим кого-нибудь в совершенно темную комнату и дадим время привыкнуть к темноте. Затем скажем нашему испытуемому, что, как только вспыхнет свет, он должен смотреть на собственную руку. На полсекунды включается яркий свет, а когда в комнате опять наступает полная темнота, происходит удивительная вещь: испытуемый продолжает видеть свою руку, правда, не очень отчетливо, но все-таки видит. Постепенно очертания руки начнут расплываться, и вскоре она совершенно исчезнет в темноте.
В этом явлении удивительного гораздо меньше, чем кажется на первый взгляд. Следы тех процессов, которые возникли под действием раздражителя (в данном случае ярко освещенная рука), сохранялись еще некоторое время в зрительном анализаторе. Но после того как этот образ (такие образы называют последовательными) исчез, можно быть уверенным, что исчез он навсегда. И если обобщенный образ дома мы можем вызвать в памяти, стоит нам только захотеть этого, то последовательный образ никогда не возвращается. Психологи считают последовательные образы простейшей формой проявления следов.
Но есть еще одна простая форма памяти, правда, встречается она далеко не у каждого человека. Один немецкий психолог заметил следующее: некоторые художники, рисуя предмет «с натуры», не нуждаются в том, чтобы он постоянно находился у них перед глазами. Они просто некоторое время рассматривают его, а потом рисуют по памяти. При этом изображение получается точным до мельчайших подробностей. Психолог стал изучать это явление и обнаружил, что. некоторые люди продолжают видеть предмет, причем именно тот же конкретный предмет, когда его уже нет перед глазами. Они могут увидеть его в любое время, как только им это понадобится, и эта способность долго сохраняется.
В таких случаях говорят, что человек обладает наглядными, или, как выражаются ученые, эйдетическими, образами.
Дальнейшее изучение показало, что эйдетическими образами чаще всего обладают дети, а с годами эта способность уменьшается. В 1921 г. на психологическом конгрессе ученым продемонстрировали целую группу детей, которым в течение 9 с показывали картину (вы видите ее на этой странице). После того как картину убрали, они продолжали ее видеть. Вот какая беседа произошла между экспериментатором и одним из мальчиков. Но перед тем как читать ее запись, вы тоже посмотрите на картину в течение 9 с, а затем, прежде чем читать ответ на вопрос, попытайтесь сами на него ответить.
Вопрос. Сколько людей нарисовано?
Ответ. Шесть: четверо мужчин и две женщины. Один поливает улицу, трое остальных идут на работу.
Вопрос. В каком направлении идут эти трое мужчин?
Ответ. Туда, вглубь (показывает рукой направление).
Вопрос. Что видишь ты у второго человека?
Ответ. Он курит длинную трубку.
Вопрос. Что несет этот человек на плече?
Ответ. Большую кирку.
Вопрос. Что несет на плече человек, идущий впереди?
Ответ. Лопату.
Вопрос. А тот, что идет сзади?
Ответ. Продолговатую лопату.
Вопрос. Люди эти идут по тротуару или посередине улицы?
Ответ. По тротуару.
Вопрос. Сколько окон в первом этаже дома, мимо которого проходят эти люди?
Ответ. Шесть — пять сбоку и одно спереди.
Вопрос. Чем отличается это окно спереди дома от окон сбоку?
Ответ. Переднее окно прикрыто ставнями.
Вопрос. Сколько кувшинов с молоком стоит на тележке?
Ответ. Пять.
Вопрос. Видишь вывеску над дверью, возле которой стоит женщина?
Ответ. Да.
Вопрос. Что на ней обозначено?
Ответ. Трудно прочесть... все же... Номер, затем цифра 3 и потом 8 или 9.
Вопрос. Как написан номер?
Ответ. Большое «N» и маленькое «о» с двумя черточками под ним.
Вопрос. А теперь прочти вторую вывеску.
Ответ. Молочная лавка.
Вопрос. В каком направлении смотрит корова на вывеске?
Ответ. Влево.
Вопрос. Откуда достает воду тот, кто поливает улицу?
Ответ. Из четырехугольного отверстия.
Вы, наверное, убедились, что запомнить за 9 с так много мелких деталей картины невозможно. Чтобы суметь ответить на все вопросы, необходимо продолжать видеть картину и после того, как она убрана. Конечно, наглядные образы сильно отличаются от последовательных образов прежде всего тем, что человек может вызвать их произвольно. Однако это тоже результат последствия зрительного возбуждения.
2i.SU ©® 2015