Наш рассказ о восприятии заканчивается. Оказывается, мало иметь органы чувств. Нужно научиться еще ими пользоваться: осязать, видеть, слышать. Так же как говорят о культуре речи, можно говорить о культуре восприятия. Чем больше человек любит и узнает природу, тем больше он находит в ней нового, неизвестного. Постоянные наблюдения делают наше восприятие тоньше, богатый красками мир становится для нас еще ярче. Уместно вспомнить здесь слова известного голландского астронома Миннер-та: «От вас самих зависит прозрение, вам стоит только дотронуться до своих глаз волшебной палочкой под названием «знай, на что смотреть».
Ученые подсчитали, что человеческий взор перемещается за день 100 000 раз. Представьте себе, что эти перемещения никак не связаны между собой, совершенно бесцельны и неуправляемы. Едва ли наблюдатель сумеет разобраться в таком хаосе впечатлений.
Поэтому ему нужен своеобразный «компас», который бы указывал направление наблюдения. Роль такого «компаса» выполняет внимание. Значит, чтобы научиться наблюдать, нужно научиться быть внимательным. Внимание необходимо и для нашего слуха. Так, в шумной толпе мы выделяем обращенную к нам речь и понимаем ее, а дирижер способен слышать в звучании оркестра даже отдельную скрипку.
Если попросить нескольких человек, наблюдавших одно и то же явление, рассказать о нем, то каждый сделает это по-своему. Покажите вашим знакомым на короткое время изображенный на странице 240, справа вверху, рисунок и попросите описать его. Наверное, одни из них скажут, что видели профили лиц, а другие увидят вазы. В действительности на рисунке есть и то и другое, однако восприятие наблюдателя было определено направленностью его внимания. На другом рисунке вы видите маскарад. Чтобы найти всех участников этого маскарада, нужно быть особенно внимательным.
Можно ли воспитать внимание и наблюдательность у каждого человека, или это исключительные качества отдельных счастливчиков? Скажем твердо, что людей, совсем лишенных внимания, не существует, так же как не существует людей, которые бы совсем ничего не делали. А любое действие требует внимания, и человек, выполняющий его, на чем-то сосредоточивает внимание, контролирует себя, что-то запоминает и может об этом рассказать. Но так же как нет людей, совсем лишенных внимания, нет 'и таких, которые направляли бы свое внимание на все без разбора. Поэтому очень наивными выглядят попытки некоторых людей воспитывать в себе просто внимание, а не внимание к какому-то определенному делу.
Для того чтобы увидеть всех участников этого маскарада, вам нужно внимательно изучить рисунок.
В космическом корабле «Восход» были три космонавта — В. Комаров, К. Феоктистов и Б. Егоров — летчик, ученый и врач. Все они были достаточно внимательны, все хотели побольше увидеть и запомнить. Конечно, многое в их рассказах совпадало, но были и различия — каждый лучше увидел то,-что ближе его интересам, делу всей его жизни. Космонавты корабля «Восход» писали: «Мы все любовались горами, но больше всего они привлекали внимание Бориса Егорова. Он альпинист, и, может быть, ему хотелось взобраться на те вершины, которые мы видели с космических высот».
Иллюзия веера. Две вертикальные линии на обоих рисунках в действительности являются прямыми.
Но если нет людей, вовсе лишенных внимания, то почему же так часто приходится слышать жалобы на отсутствие внимания или на слабость внимания? Между тем даже дети дошкольного возраста могут в течение нескольких десятков минут достаточно сосредоточенно заниматься каким-нибудь делом. Причина подобных жалоб кроется в том, что человеку не хочется заниматься малоинтересным для него делом.
На этих рисунках можно увидеть либо две вазы, либо четыре профиля.
Но ведь почти всякое дело до тех пор, пока им не начнешь заниматься, кажется скучным. Каждый знает, что у многих книг наименее интересны первые страницы. Однако часто, прочитав всю книгу, мы возвращаемся к неинтересным первым страницам. Не случайно старинная поговорка гласит: «Лиха беда — начало». Именно поэтому существует и заблуждение, что внимание — это всегда некоторое усилие или даже насилие над собой. Но когда человек уже увлечен интересным делом, он не менее, а порой и более внимателен, чем тогда, когда прилагает усилия.
Здесь изображен невозможный треугольник. Наверное, никто из вас не спутает его с настоящим треугольником.
Усилие — это вовсе не обязательный спутник внимания. Это скорее попутчик в начале пути. И чем дальше человек идет по этому пути, тем ему интереснее и тем меньше требуется усилий. Более того, усилия могут понадобиться для того, чтобы оторвать его от дела, ставшего интересным для него. Часто приходится видеть, как люди, увлеченные тем или иным делом, так погружены в себя, что не замечают происходящего вокруг. Внешне они кажутся невнимательными, ненаблюдательными, но в действительности их внимание занято одним делом. Это высшая степень сосредоточенности и концентрации внимания — условие, необходимое для творчества в любой области, будь то наука, техника или искусство. И эта высшая ступень сосредоточенности — иногда ее называют вдохновением — никогда не приходит сама. Поэтому, когда спрашивают, а как воспитать свое внимание, всегда хочется ответить: «Найдите какое-нибудь дело, займитесь им, преодолейте первые трудности, а дальше дело поведет и вас, и ваше внимание». При этом нужно помнить, что неинтересных дел нет, а есть скучные люди, которые не могут найти интересное дело.
2i.SU ©® 2015