Мы настолько привыкли доверять своему восприятию, что часто, желая сказать «совершенно понятно», говорим «очевидно». И все же иногда органы чувств дают нам искаженное представление о предметах внешнего мира. Это зависит от того, близки ли условия восприятия к обычным условиям нашей жизни и насколько полно нам удается практически ознакомиться с предметами.
Сверху вниз — невозможный объект; две его части не могут быть совмещены друг с другом. Невозможная вилка. «Заколдованная мельница» художника Эшера; попробуйте установить, почему этот рисунок также изображает невозможную ситуацию.
Вспомните опыты с переворачивающими изображение очками. Когда испытуемый надевал такие очки, возникали иллюзии — предметы воспринимались не такими, каковы они в действительности, а искаженно. Если же в течение некоторого времени он имел возможность активно действовать в окружающей обстановке, то восприятие вновь становилось правильным. Интересно, что теперь иллюзии возникали, когда испытуемый снимал очки, и он должен был привыкать какое-то время к восприятию в нормальных условиях.
Очень часто иллюзии возникают в тех случаях, когда при узнавании предметов мы больше опираемся на то, что знаем о них, а не на то, что действительно видим. Однажды в лаборатории провели такой шуточный опыт. Нарисовали страуса с головой лошади, показали испытуемым на очень короткое время и попросили сказать, что это за зверь. Мнения разошлись. Одни говорили, что это птица и что они даже видели длинный клюв. Другие утверждали, что это лошадь или верблюд и что они заметили четыре ноги. В том и другом случае испытуемые, основываясь на одних, действительно увиденных признаках, восстанавливали но памяти другие. Но они уже не могли различить, какие признаки видели, а какие вспоминали.
Однако иллюзии возникают и при, казалось бы, совершенно обычных условиях. На рисунке на этой странице вы видите две иллюзорные фигуры. Как ни трудно в это поверить, но центральные прямые в обоих случаях равны по длине. В этом можно убедиться, измерив их длину циркулем или линейкой. Чем объяснить такое несоответствие восприятия фактическому положению дел? Следует ли отсюда, что нашим глазам нельзя доверять и в обычных условиях?
Как правило, мы имеем дело с предметами, которые могут находиться на различном расстоянии от нас. Нам важно видеть размеры предмета такими, каковы они в действительности. Для этого глаз должен учитывать его удаленность: из двух предметов, образующих одинаковые проекции на сетчатке, больше тот, который находится на большем расстоянии от наблюдателя. Глаз очень чувствителен к признакам удаленности предмета, и их присутствие может приводить к изменению его видимой величины. Вернемся теперь к иллюзиям. Хотя они представляют собой плоские изображения, в них есть признаки, обычно говорящие об удаленности. Например, в иллюзии железнодорожного пути боковые линии как бы «уходят вдаль» и наводят на мысль о большей удаленности верхней части этого рисунка. В результате верхняя прямая кажется больше нижней. Такое же объяснение можно дать иллюзии стрелы. Расходящиеся вверх и вниз концы левой стрелы создают впечатление ее большей удаленности, поэтому при равной величине проекции на сетчатку «более далекая» левая вертикаль кажется больше, чем правая.
Иллюзии стрелы и железнодорожного пути. Трудно поверить, что центральные прямые на обоих рисунках равны между собой. Чтобы убедиться в этом, достаточно измерить эти прямые линейкой.
Искажения восприятия, возникающие из-за того, что глаз пытается воспринять как трехмерные предметы даже плоские рисунки, обычно очень устойчивы, и их не так-то просто преодолеть. В изображенной на следующем рисунке иллюзии веера две вертикальные линии на самом деле представляют собой параллельные прямые. Эта иллюзия так сильна, что сохраняется, даже если на одну из прямых наложить стальную спицу.
Конечно, подобные иллюзии не играют существенной роли в жизни человека. Дополнительно изучив обстановку, мы всегда можем установить действительные свойства предметов и освободиться от иллюзий. Только в специальных условиях, например в космическом пространстве или при полете на реактивном самолете, когда от человека требуется безошибочное выполнение различных действий, возможность возникновения иллюзий нельзя не учитывать. Посмотрите на рисунок на странице 240, слева внизу. На нем изображен еще один невозможный объект, и, наверное, никто из вас не спутает его с настоящим предметом. Однако в среде, где нет привычных признаков удаленности, так может быть воспринят и реальный предмет, например часть каркаса будущей космической станции. Поэтому ученые настойчиво исследуют восприятие человека, чтобы заранее определить, в каких условиях и в каких отношениях нельзя доверять своим глазам.
Из того, что было сказано, не следует делать вывод, что иллюзии восприятия могут причинить человеку только одни неприятности. На самом деле всякое изображение мира художником связано с использованием приемов, заставляющих зрителя на плоском полотне видеть трехмерный мир предметов. Чем лучше овладел художник этими приемами, тем более полного эффекта ему удается достичь в своей работе.
2i.SU ©® 2015