Человек все больше познает окружающий мир. Он опускается в морские глубины, поднимается на высочайшие вершины гор, проникает в космическое пространство, раскрывает тайны атома, наблюдает за жизнью микроорганизмов. О богатстве окружающего мира, его звуках и красках, запахах и температуре, о форме и величине предметов и расстоянии между ними, а также о многом-многом другом мы узнаем благодаря нашим органам чувств.
Органы чувств дают людям возможность ориентироваться в окружающих условиях. Если бы человек .лишился всех органов чувств, он не знал бы, что происходит вокруг него, не мог бы общаться с другими людьми, находить пищу, избегать опасностей.
Человеку все время необходимо получать сведения об окружающем мире. Показателен в этом отношении такой психологический опыт. Здоровым людям предлагалось провести несколько дней в полной изоляции. Для этого была создана специальная камера, в которую не проникали звуки, где поддерживалась постоянная температура и было темно. Испытуемые неподвижно лежали на постели, а на их руки были надеты картонные футляры-перчатки, чтобы нельзя было ощупывать окружающие предметы.
Оказалось, что лишение возможности воспринимать предметы, слышать обычную человеческую речь, ощущать тепло или холод действует на людей не менее сильно, чем голод или жажда. Уже через несколько часов испытуемых охватывало сильное беспокойство, и они настойчиво просили прекратить эксперимент. То же самое происходило, когда испытуемым предлагали длительное время рассматривать на экране телевизора бессмысленные узоры сменяющих друг друга пятен. Это говорит о том, что для человека важно не просто все время получать новые впечатления, а осмысленно воспринимать предметы, окружающие его в повседневной жизни.
Чувствительность к элементарным воздействиям внешней среды — свету, теплу, давлению — существует уже у самых низкоорганизованных животных. Чем сложнее взаимоотношения организма со средой, тем более полно восприятие должно отражать ее особенности. Усложнение строения глаза, уха и других органов чувств у высших животных повышает их чувствительность, в результате чего каждый орган чувств воспринимает лишь незначительную часть раздражителей, поступающих из внешнего мира, но зато анализирует их самым тщательным образом. Восприятие тонких деталей предметов делает поведение гораздо более сложным. Дождевой червь при помощи своих простых светочувствительных, пластин способен лишь отличить сильный свет от слабого, и его единственная реакция на этот раздражитель — движение к источнику света или в обратном направлении. Сравните его с человеком, который воспринимает трехмерный многоцветный мир предметов и действует в зависимости от значения увиденного.
Что же определяет развитие органов чувств? Известные науке факты говорят о том, что прежде всего у животных возникают, развиваются и совершенствуются те виды чувствительности, которые имеют наибольшее значение для их жизни и позволяют им лучше ориентироваться в окружающей среде.
В качестве примера рассмотрим, как устроены глаза различных животных. Глаза рыб отличаются от глаз наземных животных. Это связано с различием в преломляющих свойствах воздушной и водной сред, а также с тем, что вода обычно менее прозрачна. Поэтому хрусталик глаза рыбы имеет шарообразную форму, позволяющую рассматривать объекты на очень близком расстоянии. Птицы же должны хорошо различать предметы с большой высоты: хрусталик их глаза плоский.
Если вам приходилось когда-либо открывать глаза в воде, то вы знаете, насколько мало наше зрение приспособлено для восприятия в подобных условиях: предметы теряют свои очертания и воспринимаются только размытые цветовые пятна. Убедиться в этом можно и более простым способом — налейте в чашку воды и опустите туда ложку. Вы увидите, что она будет казаться изломанной.
Один из самых ярких примеров связи строения органов чувств со средой представляет собой живущая в Южной Америке четырехглазая рыба. Она обитает в мелкой воде и высматривает добычу на поверхности. Глаза этой рыбы разделены перегородкой на два отдела: нижний отдел приспособлен к восприятию в воде, а верхний — в воздухе. Так как преломляющие свойства воздушной и водной сред различны, то верхняя половина каждого глаза имеет линзообразный, а нижняя — шарообразный хрусталик.
Различия в условиях жизни и в строении органов чувств объясняют тот факт, что восприятие животных отличается от восприятия человека. Известно, что существуют звуки, лежащие за пределами нашего восприятия, запахи и световые лучи, недоступные для нас, а также многие другие свойства объектов которые мы не воспринимаем.
Так, у большинства лесных животных хорошо развиты обоняние и слух. Вы знаете, что в лесу трудно видеть дальше, чем на несколько метров. Если бы лесные животные ориентировались только с помощью зрения, они не всегда могли бы найти пищу или обнаружить опасность. Обоняние помогает им идти по следу, чувствовать приближение еще невидимого врага. Эти особенности восприятия сохранились и у некоторых домашних животных. Каждый, кто держал у себя собаку или кошку, знает, что их чувствительность часто бывает острее нашей. Собаки улавливают запахи, несравненно более слабые, чем те, которые воспринимает человек, а кошки различают дорогу при таком «освещении», которое мы назвали бы кромешной темнотой. Собаки, так же как дельфины и летучие мыши, способны воспринимать звуки частотой до 40000 колебаний в. секунду, и их можно научить отвечать на так называемый «немой» свисток Гальтона. Мы не слышим высоких звуков этого свистка, собака же реагирует на них немедленно.
Приведенные примеры говорят о том, что развитие тех или иных органов чувств — это результат приспособления к жизни в определенных условиях. Такую же связь ощущений с условиями деятельности можно наблюдать и у человека.
Мы слышим звуки, частота которых находится в пределах от 20 до 20 000 колебаний в секунду. Звук, близкий к нижнему пределу, — это звук самой низкой струны контрабаса. Верхнему пределу соответствует звук флейты-пикколо. Но наиболее чувствительно человеческое ухо к звукам с частотой от 1000 до 4000 колебаний в секунду. И это не случайно, так как именно такую частоту имеют звуки человеческой речи. Благодаря слуху человек общается с другими людьми: воспринимает их речь и контролирует то, что говорит сам.
Зрительные ощущения возникают в результате воздействия на сетчатку глаза электромагнитных волн, излучаемых солнцем, электрической лампочкой или каким-либо другим источником освещения и отраженных предметами. При этом человек воспринимает лишь те световые колебания, длина волны которых лежит в пределах от 0,4—0,7 мм. Мы не видим ни ультрафиолетовых, ни инфракрасных лучей. Это происходит потому, что ультрафиолетовые лучи не отражаются, а поглощаются предметами, и их восприятие никак бы не помогло человеку ориентироваться в пространстве. Инфракрасные лучи излучает сама сетчатка глаза, и, если бы они воспринимались глазом, мы не могли бы различить приходящий извне свет и собственное тепловое излучение глаза.
В восприятии человека зрение играет решающую роль. С его помощью мы можем практически мгновенно воспринимать ничтожное количество световой энергии на огромном расстоянии. Советский физик С. И. Вавилов провел эксперименты, показавшие, что в безвоздушном пространстве мы могли бы видеть горящую свечу на расстоянии 27 км. Только в последние годы стали создаваться приборы, которые по своей точности могут соревноваться с человеческим глазом. Но как же получается, что наш глаз видит гораздо меньше звезд на небе, чем их запечатлевается на фотографической пластинке; почему, погружаясь в воду на глубину 600 м, человек ничего не видит, а фотографическая пластинка засвечивается и на значительно большей глубине? Значит ли это, что фотопластинка чувствительнее нашего глаза? Конечно нет. Когда мы фотографируем звездное небо, то выдержка длится часами. За это время в одну точку пластинки попадают миллионы квантов света, которые оставляют в фоточувствительном слое необратимые изменения. Поэтому мы получаем фотографию не видимых глазом звезд. Велика выдержка и при съемке на морских глубинах. В отличие от фотопластинки чувствительность глаза почти не зависит от выдержки, так как в сетчатке непрерывно идут процессы восстановления химических веществ, распавшихся под действием света. Благодаря этому сетчатка служит нам всю жизнь, тогда как фотопластинка позволяет сделать только один снимок.
Не менее чувствительны и другие наши органы чувств. Так, достаточно стотысячной доли миллиграмма розового масла на один литр воздуха, чтобы мы почувствовали запах, хотя химический анализ воздуха не обнаруживает такого ничтожного количества вещества.
Не правда ли, поразительные данные? Но самое замечательное в работе наших органов чувств заключается в том, что чувствительность может значительно увеличиваться в результате упражнения, происходящего во время трудовой деятельности.
Вы, наверное, знаете, как измеряют остроту зрения. Для этого определяют, какой минимальный разрыв между двумя объектами вы можете увидеть. Нормальной считается острота зрения, при которой воспринимаются просветы величиной всего 0,1 мм. А вот у шлифовальщиков острота зрения в 100 раз выше, они видят просветы до 0,001 мм. Поразительно острое зрение у наблюдателей-астрономов. В ясную погоду и при спокойной атмосфере они могут различать на звездном небе такие детали, которые не видит большинство людей. Один астроном, например, утверждал, что видит два спутника Юпитера, а Сатурн кажется ему сплющенным.
В нашем языке всего около 100 слов для называния цветов, так что передать с их помощью богатство красок окружающего нас мира невозможно. Скажите: сколько оттенков черного цвета вы можете различить? Наверное, не больше десяти. Специалисты по окраске тканей различают от 40 до 60 оттенков черного цвета. Опытные сталевары способны довольно точно по слабым изменениям цвета расплавленной стали определить ее температуру и количество примесей в ней.
Смешивая три цвета — малиновый, голубой и желтый, — можно получить множество цветовых тонов. Оттенок цвета зависит от цвета окружения.
Особые требования к восприятию форм, пропорций и цветовых отношений предъявляет живопись. Поэтому глаз художника чрезвычайно чувствителен к нарушению правильных пропорций. Художники различают изменения, равные 0,02—0,007 величины предмета. О тонкости различия цветовых ощущений художниками свидетельствует найденная археологами древнеримская мозаичная мастерская: в ней оказалось более 20 000 созданных человеком оттенков цветов.
То же самое можно сказать о слуховом восприятии. Большинство людей хорошо воспринимают сложные звуки речи, но с трудом оценивают высоту чистых звуков (например, музыкальных), так как они сравнительно редко встречаются среди естественных звуков речи. С помощью специальных упражнений, включающих пропевание звука, можно значительно улучшить звуковысотоный слух. Особенио точно оценивают высоту звука музыканты, хотя и у них точность зависит от того, на каком музыкальном инструменте они играют. У скрипачей звуковысотный слух, как правило, лучше, чем у пианистов.
Высокая острота слуха по отношению к совсем другим характеристикам звуковых раздражителей развивается у опытных летчиков и шоферов. Они легко' на слух различают 1300 оборотов двигателя в минуту от 1340. Неопытному человеку едва удается уловить разницу между 1300 и 1400 оборотами.
Ряд профессий предъявляет очень высокие требования к запаху и вкусу изготовляемых продуктов. Поэтому острота обонятельных и вкусовых ощущений у дегустаторов чая, сыра, вина, табака и духов достигает очень высокого уровня. Дегустаторы могут т.очно указать не только, из какого сорта винограда сделано вино, но и место, где он вырос.
Мы рассмотрели данные об остроте наших чувств. Возможности развития и совершенствования восприятия превосходят всякое воображение. Ведь трудно представить себе, что человек может различать свет кожей ладони. Тем не менее в опытах над самыми обычными людьми было показано, что они могут это делать. Как же осуществляется сам процесс восприятия?
2i.SU ©® 2015