Теперь мы подошли к самому главному. Мы знаем, где в мозге человека представлены зрение, слух, осязание, движение. А где формируются его ум, речь, воля? На этот вопрос не так легко ответить, и научное разрешение его было бы величайшим торжеством человеческого знания.
Вернемся ровно на столетие назад. Мы в Париже, центре научной жизни того времени. В одной из старинных больниц работает врач-анатом П. Брока. Сейчас у него удивительный больной. Он почти все понимает, но после заболевания лишился дара речи и на все вопросы одинаково отвечает: «Тан-тан-тан». Так и стали звать его «господин Тан-Тан» больные, а затем и врачи.
Внезапно «господин Тан-Тан» умирает. Брока вскрывает его мозг — и что же? В задней части нижней лобной извилины левого полушария большое размягчение — след давнишнего кровоизлияния, полностью разрушившего эту часть мозга. «Не помещаются ли в этом участке мозга центры речевых движений?» — подумал Брока. Но для открытия мало одного наблюдения. Брока запасся терпением и стал ждать. Через год у него появился еще один больной — господин Лелонг, 84 лет от роду, который в результате травмы потерял речь. Так же как «господин Тан-Тан», он многое понимает, однако произносит только какие-то нечленораздельные звуки. Вскоре он умирает. Брока вскрывает его мозг и снова, как у «господина Тан-Тана», в том же самом месте видит размягчение — след бывшего кровоизлияния.
Теперь это достоверный факт, а не фантазия в духе Галля. «Центры», необходимые для речевых движений, лежат в задней части третьей лобной извилины полушария. Через несколько десятилетий это место в коре головного мозга назвали центром Брока, и это название сохранилось в память большого открытия.
Проходит десять лет, и немецкий психиатр К. Вер-нике устанавливает еще один важный факт. Болезни пациентов Вернике и Брока во многом противоположны : больные Вернике много, хотя и не всегда понятно, говорят, но не понимают обращенной к ним речи.
Анатомическое вскрытие и тут привело к важной находке: у всех этих больных размягчение коры головного мозга произошло совсем в другом месте — в задней трети верхней височной извилины, но так же, как и у больных Брока, в левом полушарии, в той его области, которая, как мы уже видели выше, входит в состав центральной станции анализа и синтеза звуковых сигналов.
Что же скрывалось за этими двумя замечательными открытиями? Почему в обоих случаях нарушение речи следовало за нарушениями участков левого полушария мозга?
Чтобы ответить на эти вопросы, нужно возвратиться к самым первым шагам превращения животных предков человека в людей современного типа.
Вот эти еще полуживотные-полулюди начали употреблять и изготовлять орудия и с их помощью добывать себе пищу, вот они стали что-то делать, сообща трудиться. С возникновением труда были тесно связаны два явления: выделение ведущей роли правой руки и появление членораздельной речи.
Теперь вспомним один факт. Когда мы мысленно путешествовали по нервной системе, то могли видеть, что длинные пути, идущие к большим полушариям головного мозга, перекрещиваются, так что в левом полушарии оказываются представленными органы правой стороны тела, а в правом полушарии — органы его левой стороны.
Схема проводящих путей мозга.
Мы еще не знаем, почему в процессе эволюции образовался этот перекресток. Многие связывают его с тем, что зрительные образы перевертываются, преломляясь в хрусталике глаза. Но важно другое: этот перекрест привел к тому, что с выделением правой руки левое полушарие головного мозга стало ведущим. Объединенная совместная работа слуховых и двигательных отделов левого полушария мозга обеспечивает членораздельную человеческую речь.
2i.SU ©® 2015