Это произошло в июне 1904 г., в разгар русско-японской войны. Возле маньчжурской деревни Вафань-гоу шел жестокий бой. На поле сражения тут и там лежали раненые, но помочь им было некому. Расположенный неподалеку медицинский отряд из-за царившей на фронте неразберихи не получил вовремя приказа, не знал, где необходима медицинская помощь, и стоял в бездействии.
— Считаю позорным дальше оставаться на месте, — заявил Николай Бурденко, студент-медик, добровольно приехавший на фронт. — Мы обязаны искать раненых, а не дожидаться, пока они найдут нас. Кто со мной, пошли!
Небольшая группа двинулась к передовым позициям. Скоро она вышла на линию ружейного огня. Засвистели пули. Не видя и не слыша ничего, Бурденко перевязывал раненых. Одного, другого, третьего. Вот молодой медик склонился над распростертым солдатом, и в ту же минуту пуля пробила ему руку. Подполз ротный санитар.
— Не меня, не меня, — сердито отказался от помощи студент. — Ему помогай, — указал он на лежащего без сознания солдата.
Только убедившись, что раненый перевязан и отправлен в тыл, Бурденко позволил перевязать и свою руку. В этом эпизоде — весь Николай Нилович Бурденко (1876—1946), человек долга, строгий, подчас суровый, но полный беззаветной любви к труженику войны — солдату. Впоследствии он стал знаменитым врачом, всемирно известным ученым, главным хирургом Советской Армии.
В 1906 г. медицинский факультет Юрьевского (Тартуского) университета присудил Бурденко диплом «лекаря с отличием». Тридцатилетний врач прошел к этому времени большую школу жизни. Ему — студенту из бедной семьи — приходилось много работать. Не раз выезжал он в деревни на борьбу с эпидемиями тифа, черной оспы, скарлатины. Но напряженный труд не отдалял его от товарищей. В студенческие годы Николай Бурденко был душой всех сходок и демонстраций революционно настроенного студенчества.
Из медицинских наук молодого врача более всего интересовала хирургия. Еще студентом он увлекся наследием великого Пирогова, читал сочинения замечательного хирурга, писал о нем статьи. Н. И. Пирогов — ученый мыслитель, создатель военно-полевой хирургии (хирургии военного времени) — до конца жизни оставался идеалом Бурденко.
Грянула первая мировая война. Бурденко, признанный ученый-хирург, подал прошение «об отпуске на время войны» и поспешил на фронт. Он участвует в боевых операциях, создает госпитали и перевязочно-эвакуационные пункты, руководит учреждениями Красного Креста, учит молодых врачей, оперирует сам. Особенно беспокоило Бурденко, что из-за плохо организованной помощи многие солдаты умирают от кровотечения. Не раз профессор сам обходил поле боя, чтобы отыскать раненых и предотвратить их гибель.
Ученый-фронтовик, Бурденко то и дело встречал противодействие со стороны чиновников, стоявших во главе царской армии. Только Советская власть дала возможность широко развернуться его организаторскому и научному таланту. В 20-х и 30-х годах друзья и ученики видели профессора Бурденко в гражданском костюме, но ученый не забывал о печальном опыте минувших войн. Он составил первое в нашей стране «Положение о военно-санитарной службе Красной Армии». Добивался того, чтобы советские военные медики получали самые совершенные лекарства, инструменты, чтобы они умели оказать самую быструю медицинскую помощь.
В 1934 г. по инициативе Бурденко в Москве был создан первый в мире нейрохирургический институт.
Здесь зародилась и получила расцвет новая наука — нейрохирургия — хирургия мозга и нервных стволов. Особенно интересовало Бурденко лечение мозговых опухолей. Проницательными глазами и «умным» ножом Николай Нилович с каждым годом проникал все глубже в мозг человека и добирался до опухолей, которые прежде считались недоступными. Операции на мозге до Бурденко производились редко и насчитывались во всем мире единицами. Советский нейрохирург разработал более простые методы проведения этих операций и тем самым сделал их массовыми. Кроме того, он предложил ряд оригинальных операций, какие до него никогда не производились. Тысячи людей были спасены от смерти и тяжелых болезней благодаря тому, что профессор Бурденко открыл возможность производить операции на твердой оболочке спинного мозга, пересаживать участки нервов, оперировать на самых глубоких и ответственных участках спинного и головного мозга. Хирурги Англии, США, Швеции и других стран" специально приезжали в Москву, чтобы приобщиться к новым идеям и поучиться у советского ученого, как делать эти сложные операции. В 1941 г. за выдающиеся работы по хирургии нервной системы правительство присудило Бурденко Государственную премию первой степени.
Поразительна была трудоспособность Бурденко. Полушутя он писал: «Тот, кто работает, всегда молод. Иногда мне кажется: может быть, труд вырабатывает особые гормоны, повышающие жизненный импульс?»
Николай Нилович Бурденко горячо любил свой народ, свою Родину. Им он отдавал все силы, весь талант. В первые дни Великой Отечественной войны Николай Нилович был назначен на пост Главного хирурга Красной Армии. Его видят и в госпиталях Ленинграда, и под Псковом, и в отбитом у врага Смоленске, и в других фронтовых и прифронтовых районах. Он собирает огромный материал о ранениях и создает учение о боевой ране. В письмах к руководителям военно-медицинской службы Бурденко требует применения самых новейших и наиболее эффективных способов лечения.
Во главе бригады врачей он лично испытывает во фронтовых госпиталях новые лекарства — стрептоцид, сульфидин, пенициллин. Вскоре по его настоянию эти замечательные лекарства стали применять хирурги всех военных госпиталей. Многие тысячи раненых солдат и офицеров были спасены благодаря беспрестанным научным поискам, которые всю войну проводил Бурденко.
Когда началась Великая Отечественная война, Николаю Ниловичу было уже 65 лет. В 1941 г. при переправе через Неву он попал под бомбардировку и был контужен. Сказались годы, напряженная работа, прежние ранения и контузии. Одно за другим он перенес два кровоизлияния в мозг. Но богатырский организм Бурденко не сдавался. Превозмогая болезнь, Николай Нилович трудился не покладая рук. В 1944 г. по плану, разработанному Бурденко, Советское правительство создало Академию медицинских наук СССР. Николай Нилович был избран первым президентом молодой академии.
Летом 1946 г. у него произошло третье кровоизлияние в мозг. Казалось бы, это конец. Но, находясь при смерти, он пишет доклад об огнестрельных ранениях. Один из сотрудников Бурденко зачитал этот доклад делегатам XXV Всесоюзного съезда хирургов. С глубоким волнением слушали его делегаты съезда. «Я преклоняюсь перед волей этого человека...» — сказал один из ведущих советских хирургов. То была «лебединая песнь» Бурденко. Через десять дней его не стало.
Академик Бурденко оставил своей Родине большое наследство. Он написал более 400 научных трудов, которые по сей день помогают советским врачам лечить многие тяжелые заболевания и возвращать к жизни и труду больных людей.
2i.SU ©® 2015