Опыт «Белой дамы» — так называл один из своих экспериментов ученый. На самом деле в нем участвовала не дама, а обыкновенная квакуша. На лабораторном столе стоял простенький штатив, на нем была подвешена лягушка. Название же было дано в шутку: в тот день ученый слушал оперу Буальдьё «Белая дама».
В опытах на лягушках Иван Михайлович Сеченов (1829—1905) — основоположник русской физиологической школы — открыл явление торможения в центральной нервной системе. И. М. Сеченов получил медицинское образование в Московском университете. По окончании университета он уехал за границу и несколько лет работал в лабораториях крупных немецких физиологов. Он занялся здесь изучением влияния алкоголя на организм человека.
Эта работа требовала подробного исследования изменений в составе крови, в частности изменений количества и распределения газов крови. Как проследить эти изменения? Нужно было извлекать из крови растворенные в ней газы, так сказать, «выкачивать» их оттуда. Сеченов изобрел для этого особый прибор и работал с ним много лет. Эти исследования повлекли за собой другие, а результатом их явился сеченовский закон растворимости газов в растворах различных солей.
О результатах своей работы Сеченов рассказал в диссертации «Материалы для будущей физиологии алкогольного опьянения». Он защитил диссертацию в Медико-хирургической академии в Петербурге и был назначен профессором.
В первые же годы работы профессор Сеченов начал говорить студентам о большой роли внешней среды в жизни организмов. Именно с ней связана жизнедеятельность организма; выделить организм из окружающей его среды невозможно: они неразрывны. Все сложные проявления жизни животного связаны с деятельностью центральной нервной системы. Полученное извне раздражение влечет за собой возбуждение соответствующей части нервной системы, а оно побуждает к деятельности те или иные органы. Внешне это выражается в различных действиях, в движениях.
Всякое раздражение вызывает тот или иной «ответ» нервной системы — рефлекс. Рефлексы бывают простые и сложные, но любой из них проходит через рефлекторную дугу. Она состоит из проводящего пути (от точки раздражения до мозга), замыкательной части (соответствующий участок мозга) и центробежной части (нерв и тот орган, через которые будет дан «ответ», т. е. осуществлен рефлекс). Приведем несколько простых примеров. Обезглавленная лягушка отдергивает лапку, если ее ущипнуть. Она также дергает лапкой, на которую капнули кислотой. Если ей на брюшко положить кусочек бумаги, смоченной кислотой, то лягушка смахивает его лапкой. Очевидно, рефлекторная дуга замыкается в спинном мозге, ведь голова у лягушки отрезана и головного мозга нет. И правда, стоит у такой лягушки разрушить спинной мозг, как лапка перестает отдергиваться и от щипков и от кислоты.
Это было одно наблюдение. А вот другое. Если раздражать сердечные ветви блуждающего нерва, то сердце «останавливается»: оно перестает сокращаться, его деятельность угнетена, заторможена. Сеченову был знаком этот факт, но его интересовало другое. Человек может своей волей подавлять те или иные рефлексы, например задерживать дыхательные движения. Есть ли в головном мозге «механизмы, задерживающие движения»? Такой вопрос задал себе Сеченов.
Он вскрыл у лягушки череп и обнажил головной мозг. Как обычно, лягушка отдергивала лапку, смоченную кислотой. Ученый стал осторожно, послойно отделять головной мозг от спинного, начав с лобной части. Каждый раз он клал на разрез кристаллик поваренной соли (соль — сильный раздражитель) и следил за лапкой. Она дергалась, как только на нее попадала капелька кислоты. И вот разрезаны зрительные бугры, кристаллик соли положен, на лапку капнули кислотой, но... лапка еле шевельнулась, да и то с большим опозданием.
Новые опыты вновь показали, что сильное раздражение зрительных бугров вызывает угнетение рефлекса лапки, тормозит его, а спинной мозг в этом торможении участия не принимает. Стало ясно, что центры торможения находятся в головном мозге. Это явление получило название сеченовское торможение. Открытие Сеченовым явления центрального торможения имело огромное значение. Оно позволило точно установить, что нервная деятельность складывается из взаимодействия двух процессов — возбуждения и торможения.
Пятью годами позже был проделан опыт «Белой дамы». Сеченов удалил у лягушки большие полушария мозга, а затем раздражал седалищный нерв токами разной силы и следил, как отвечает на эти раздражения лягушка. При применении слабого тока она прыгала, но если ток был сильным, то оставалась на месте и прыгала лишь после того, как действие тока прекращалось. Опыт не только показал, что и в спинном мозге есть тормозящие центры, но дал многое для изучения сложных согласованных движений.
Изучая нервную деятельность лягушки и проводя множество других наблюдений, Сеченов накопил обширные материалы. Результаты наблюдений он обобщил в своей книге «Рефлексы головного мозга». Он старался показать здесь, что вся сложная психическая жизнь человека не есть проявление какой-то загадочной «души». Поведение человека зависит от внешних раздражений. Нет их — нет и психической деятельности.
«Все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы», — утверждал Сеченов. И он доказывал это в своей книге, которая была . объявлена крамольной: ведь ее автор отрицал божественную природу души человека, утверждал, что такой души нет, и — о ужас! — доказывал это на опытах над ... лягушками.
«Рефлексы головного мозга» указали новые пути для изучения высшей нервной деятельности. Материальная основа душевной жизни — головной мозг. Из его деятельности рождается весь внутренний мир человека, вся психическая жизнь. Так называемая душа есть не что иное, как продукт деятельности мозга.
Психология была до Сеченова наукой о нематериальной, «душевной» жизни. Сеченов заложил основы подлинно научной психологии, в которой нет места таинственной «душе».
В 1870—1876 гг. Сеченов был профессором университета в Одессе, потом в Петербургском университете (1876—1888), затем в Московском (1889— 1901). В Петербурге и в Москве он читал лекции на Высших женских курсах, боролся за право женщин на высшее образование. Сеченов преподавал на Пречистенских курсах для рабочих в Москве, но читать там лекции ему пришлось лишь полгода: царские чиновники запретили ученому-материалисту обучать рабочих физиологии.
Последние годы своей жизни Сеченов отдал изучению физиологических основ режима труда и отдыха человека. Ему было уже 73 года, но он на самом себе изучал движение и утомляемость руки, поднимающей груз. Часами ученый сидел за простым сооружением: двигал и двигал рукой, поднимая груз.
Он установил, что сон и просто отдых не одно и то же, что восьмичасовой сон обязателен, прочие же шестнадцать часов отводятся для работы и отдыха.
Сеченов доказал, что отдых — это не обязательно полный покой. Активный отдых, когда действуют попеременно различные рабочие органы тела, — прекрасное средство против утомления, И. П. Павлов называл Сеченова отцом русской физиологии. И правда, с именем Сеченова русская физиология вошла в мировую науку и заняла в ней ведущее положение.
2i.SU ©® 2015