Величие Луи Пастера (1822,—1895) не только в его открытиях, имеющих для человечества огромное значение. Вся его жизнь и деятельность — необыкновенно яркий пример беззаветного служения науке и упорства в достижении высоких целей.
Луи Пастер был сыном французского кожевника из городка Доль. Несмотря на слабое здоровье и недостаток средств, Пастер с успехом окончил высшее учебное заведение в Париже, готовящее учителей для средней школы. Там он слушал лекции знаменитого химика Дюма и особенно увлекался химией и физикой.
Стремление к научным исследованиям заставило молодого Пастера предпочесть выгодной должности преподавателя, профессора физики скромную работу лаборанта по химии. В своем увлечении опытами он часто забывал об отдыхе и сне. За короткое время Пастер сумел выполнить очень большую научную работу, подготовив и блестяще защитив две докторские диссертации: одну — по физике, другую — по химии.
Когда Пастеру было около 26 лет, он уже приобрел известность исследованиями в области строения кристаллов, открыв причину неодинакового влияния луча поляризованного света на кристаллы органических веществ. Это привело в дальнейшем к возникновению стереохимии — науки о пространственном расположении атомов в молекулах.
Со свойственной ему острой наблюдательностью Пастер заметил, что асимметричные кристаллы встречаются в веществах, образующихся при брожении. Заинтересовавшись явлениями брожения, он стал изучать их. Так Пастер — химик и физик — впервые вошел в увлекательную область биологии.
В маленькой, очень скромной лаборатории в г. Лилле в 1857 г. Пастер сделал замечательное открытие. Он доказал, что брожение — это биологическое явление, что всякое брожение (спиртовое, уксусное и др.) является результатом жизнедеятельности особых микроскопических организмов — дрожжевых грибков.
Разгадка явлений брожения не только имела огромное значение для французского виноделия, терпевшего большие убытки от болезней вина и пива, но и сыграла исключительную роль в развитии биологической науки, в сельском хозяйстве и промышленности. С тех пор учение о брожениях сделало огромные успехи, и теперь мы располагаем многими видами дрожжевых грибков. Глубокое познание природы брожений дает возможность управлять их процессами. Это очень важно для хлебопечения, виноделия, изготовления многих пищевых веществ и т. п.
В это время Пастер сделал еще одно важное открытие. Он обнаружил организмы, для которых кислород не только не нужен, но и вреден. Такие организмы называются анаэробными. Представители их — микробы, вызывающие маслянокислое брожение. Размножение таких микробов вызывает прогор-кание вина и пива.
Всю свою дальнейшую жизнь Пастер посвятил изучению микроорганизмов и поискам средств борьбы с возбудителями заразных болезней животных и человека.
Чтобы рассказать о заслугах Пастера как основоположника научной микробиологии, надо написать целую книгу. В научном споре с французским ученым Ф. Пуше он многочисленными опытами неопровержимо доказал, что все микроорганизмы могут возникать путем размножения. Там, где микроскопические зародыши убиты и проникновение их из внешней среды невозможно, где нет и не может быть микробов, там не бывает ни брожения, ни гниения.
Эти работы Пастера показали ошибочность распространенного в медицине того времени взгляда, по которому любые болезни возникают либо внутри организма, либо под влиянием испорченного воздуха (миазмы). Пастер доказал, что болезни, которые теперь называют заразными, могут возникать только в результате заражения — проникновения в организм из внешней среды микробов. На этом принципе и в наше время основана вся теория и практика борьбы с заразными болезнями человека, животных и растений.
Но ученый не удовлетворился открытием причины возникновения этих болезней. Он искал надежный способ борьбы с ними. И нашел! Способ этот — прививки, в результате которых в организме создается невосприимчивость к определенному заболеванию (иммунитет).
В 80-х годах Пастер на многочисленных опытах убедился, что болезнетворные свойства микробов, возбудителей заразных болезней, можно произвольно ослабить. Если животному сделать прививку, т. е. ввести в его организм достаточно ослабленных микробов, вызывающих заразную болезнь, оно не заболевает или переносит болезнь в легкой форме и, что самое главное, в дальнейшем становится невосприимчивым к данной болезни (приобретает иммунитет к ней). Такие измененные, но вызывающие иммунитет разводки болезнетворных микробов называют с тех пор по предложению Пастера вакцинами. Этот термин Пастер ввел, желая увековечить великие заслуги английского врача Э. Дженнера, который, еще не зная принципов вакцинации, дал человечеству первую вакцину — против оспы. Благодаря многолетним работам Пастера и его учеников стали применять на практике вакцины против куриной холеры, сибирской язвы, краснухи свиней и, наконец, против бешенства.
Возбудитель этой опаснейшей болезни в то время был неизвестен. Теперь мы знаем, что это мельчайший микроорганизм — вирус; он виден только при огромных увеличениях в электронный микроскоп. Пастер разработал способ прививок против бешенства, для чего он использовал особым образом высушенный мозг зараженных бешенством кроликов.
Многие опыты на животных дали положительные результаты, но испытать это средство на людях ученый не решался. Случай положил конец его колебаниям. Летом 1885 г. одна убитая горем женщина привезла к Пастеру своего сына, искусанного бешеной собакой. Мальчик был обречен на неминуемую смерть, и Пастер решился испробовать свою прививку.
Трудно дался ему этот опыт. Он проводил ночи без сна, надежда сменялась отчаянием, но как он был счастлив, когда ребенок остался жив и здоров! Значит, его научное предвидение оправдалось и путь к спасению сотен и тысяч жизней был открыт.
В разных странах появились пастеровские станции, делающие прививки против бешенства. В России первая такая станция была организована в 1886 г. по инициативе ученых И. И. Мечникова и Н. Ф. Гамалеи.
Но Пастеру и его последователям пришлось вести борьбу за признание нового способа предупреждения заразных болезней. Ученого упрекали в том, что он опровергает научные взгляды, существовавшие столетиями, подвергали сомнению его опыты. Достаточно было одной неудачи, чтобы Пастера обвинили в том, что он своими прививками заражает и убивает людей. Все это не могло не отразиться на его здоровье, и, когда в Париже на средства, собранные по международной подписке, был построен первоклассный Пастеровский институт (1888), ученый уже не мог работать в лаборатории...
Пастер создал мировую научную школу микробиологов, многие из его учеников впоследствии стали крупнейшими учеными. Он имел тесные связи со многими русскими учеными. В то время почти все русские микробиологи ездили работать к Пастеру, а позже в его институт в Париже.
Пастер говорил своим ученикам: «Быть уверенным, что открыл важный научный факт, ...напрягать все силы, чтобы самому разрушить плоды своих трудов, и не провозглашать полученного результата, пока не испробовал всех ему противоречащих гипотез, — да, это тяжелый подвиг».
Пастер призывал молодежь учиться, любить свой народ и человечество. «Скажите себе сначала: что сделал я для своего образования? — говорил он. — Затем, по мере того как вы будете продвигаться в жизни: что сделал я для своей страны?»
К. А. Тимирязев называл деятельность Луи Пастера «беспримерной по своим плодам». Он подчеркивал, что «этот гений экспериментального метода отличался трудолюбием, упорством в труде, почти превышающим всякое вероятие». Каждое новое поколение ученых, каждый человек может учиться у Пастера страстности, целеустремленности в работе, высокому чувству долга, любви к человечеству, умению трудиться и создавать ценности, увеличивающие нашу власть над природой, улучшающие жизнь людей.
2i.SU ©® 2015