В 1882 г. ученик знаменитого русского физиолога И. М. Сеченова — Н. Е. Введенский поставил интересный опыт. Провода телефона он присоединил к двум булавкам, а булавки ввел в мышцу руки. Приложив телефон к уху, ученый услышал гул. При расслаблении мелодичный тон переходил в низкий глухой рокот, при напряжении становился выше и звучнее. Телефон звучит, если его присоединить к источнику быстрых электрических колебаний. Так были открыты биотоки мышц. Конструкторы искусственной руки решили использовать их для управления протезом. Дело в том, что при ампутации части конечности мускулы, приводящие эту часть в движение, сохраняются, так как они лежат ближе к туловищу. Их «голос», их команда пригодились для управления искусственной рукой.
Такими были протезы конечностей в средние века.
В 1959 г. в Москве специалисты знакомились с тем, как работает первый протез кисти и части предплечья. Захват и раскрытие пальцев производились в нем при помощи маленького электромоторчика, спрятанного в гильзе протеза, плотно надетой на предплечье. В ней же помещались четыре контакта — чашечки, заполненные токопроводящей пастой. Две из них прилегали к мышцам — разгибателям кисти и пальцев, две — с противоположной стороны, к сгибателям.
Протез предплечья, управляемый биотоками мышц.
От контактов биотокосъемников биотоки мышц направлялись в узел управления и усиления (весом 75 г) и оттуда к мотору. Когда сокращались сгибатели, пальцы смыкались; вступали в действие разгибатели — моторчик вращался в обратную сторону и кисть раскрывалась. Чем сильнее напрягались мышцы, тем выше и чаще становился частокол биотоков, больше и мощнее управляющий сигнал усилителя, крепче схватывание.
2i.SU ©® 2015