2i.SU
Человек

Человек

Содержание раздела

Управление движениями

Для того чтобы совершать необходимые в жизни действия, нужны многочисленные системы, «обслуживающие движение», помогающие управлять им. Для успеха действия прежде всего необходим непрерывный контроль за производимым движением. Не будь этого контроля, любое движение не достигало бы цели. Контроль осуществляется с помощью органов чувств (см. ст. «Органы чувств»), которые непрерывно сообщают мозгу самым подробным образом о совершаемой работе.

Прежде чем произвести действие, человек ставит перед собой цель, задачу. В его мозгу создается отчетливый образ поставленной задачи; это необходимо для того, чтобы можно было сравнить производимое действие, работу с мысленным образом. Сравнение, сличение происходит непрерывно, ежесекундно. Любое отклонение, ошибка сейчас же учитываются мозгом, который старается тут же послать сигналы, исправляющие эту ошибку.

В жизни человек большей частью пользуется целыми комплексами, наборами соединенных вместе простых действий, образующих какой-либо двигательный навык. Собственно, вся «двигательная жизнь» человека состоит из таких автоматизированных навыков-умений: это умения ходить и бегать, надевать одежду и водить автомобиль, чистить картофель и вскапывать землю. Перечислить все навыки невозможно. С раннего детства и всю жизнь человек овладевает все новыми и новыми навыками — от ползанья на четвереньках до сложнейших трудовых процессов.

Коленный сустав образован массивными костями, что необходимо для опоры тела.

Физиологической основой навыков являются сложные условные рефлексы, образующие в коре больших полушарий головного мозга устойчивую систему временных нервных связей.

Обучиться новому навыку и твердо его закрепить очень трудно. Ученые давно исследуют законы образования навыка и способы ускорения этого полезного процесса.

Раньше считалось, что простое многократное повторение одних и тех же действий приводит к образованию навыка. Например, сделает ребенок 100 одинаковых шагов и научится хорошо ходить. Однако выдающийся советский ученый Н. А. Бернштейн доказал, что при выработке навыка каждое следующее повторение, действия чем-то обязательно отличается от предыдущего. Он это назвал «повторением без повторения».

Органы чувств сообщают мозгу об основных ошибках при каждом совершенном действии, и в следующем движении человек сознательно старается не повторить этих ошибок. Конечно, это удается не сразу: одни ошибки устраняются быстрее, иные — медленнее.

Кроме того, некоторые ошибки нельзя исправить, пока не устранены другие, более важные ошибки. Например, для того чтобы перепрыгнуть через планку в прыжке в высоту, недостаточно сильно оттолкнуться ногой от земли и подпрыгнуть. Необходима высокая согласованность других действий — взмаха рук для создания инерции, перемаха ног и корпуса через планку, упругого приземления. Без этих движений прыжок не получится. При каждом повторном прыжке сначала шлифуются все важнейшие, а затем уже второстепенные движения. Вот такое повторение с обязательным исправлением ошибок лежит в основе создания всех навыков: бытовых (от завязывания шнурков на ботинках — сложнейшая задача для малышей! — до переворачивания блинов на сковородке или глаженья утюгом тонкой блузки — непростое дело для взрослых), спортивных (самые сложные — прыжки с шестом и гимнастика) и трудовых, о которых мы еще будем говорить.

Обучиться новому навыку и твердо его закрепить очень трудно. Так, завязывать шнурки на ботинках — сложнейшая задача для малышей. А иной взрослый не сразу научится аккуратно переворачивать блины на сковороде.

Чем дальше и упорнее подвигается тренировка в том или другом двигательном навыке и умении, тем меньше становится ошибок, движения приобретают точность и быстроту. Неумелый велосипедист не может проехать по прямой линии или объехать препятствие, он «выписывает» разнообразные «кренделя» и восьмерки, а у препятствий частенько падает. Вот что можно прочесть об этом в рассказе известного американского писателя Марка Твена «Укрощение велосипеда»: «В четвертый раз я кое-как удержался на седле и проехал по мостовой, неуклюже виляя, пошатываясь из стороны в сторону и занимая почти всю улицу... Я наезжал на любой камень, как только делал попытку его объехать. В конце концов я доехал до угла, и нужно было поворачивать обратно. Тут нет ничего приятного... Все инструкции разом вылетают из головы, и ты поворачиваешь колесо от тротуара, когда нужно повернуть к тротуару, и сразу же растягиваешься во весь рост на этом негостеприимном, закованном в гранит берегу».

Только после упорной тренировки движения велосипедиста становятся увереннее, расчетливее и теперь он уже без труда может ехать в нужном направлении.

Обратите внимание еще на один факт: хорошо усвоенный, закрепленный навык очень трудно сбить. Человек уже может не контролировать зрением свои «автоматизировавшиеся» движения и даже о них не думать.

Но это только мнимое отключение сознания. На самом деле более глубинные отделы мозга взяли на себя управление навыком, который вначале при своем формировании создавался с помощью коры, т. е. высших отделов мозга. Установлено, например, что, научившись хорошо плавать и ездить на велосипеде, человек никогда уже не разучится это делать.

Если даже через много лет он снова сядет на велосипед, то поедет. А если бросить его в воду — поплывет. Так в памяти, дожидаясь своего часа, сохраняется стойкий двигательный навык. На нашем рисунке вы видите, как, несмотря на корабельную качку, человек пытается сохранять горизонтальное положение подноса с чаем. Здесь налицо уже не только стойкость навыка, но и высокая ловкость.

У стойкого навыка есть одна особенность. При его осуществлении нельзя задумываться об отдельных деталях его двигательного исполнения. Это займет слишком много времени, и плавность действия нарушится. Получится, как у сказочной сороконожки, которая начала думать, в каком порядке ей ставить свои ноги, безнадежно в них запуталась и ходить не смогла.

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru