С очень давних времен люди пытались познать свой организм, интересовались функциями различных органов и, конечно, работой сердца. Нет почти ни одного мыслителя древнего мира, который не затрагивал бы этих вопросов. В их трудах есть и правильные представления, и много ошибочного.
Так, «отец медицины» Гиппократ (он жил в Греции 2400 лет назад) считал, что сердце — очаг теплоты и что в левом его желудочке находится не кровь, а поступающая туда из воздуха особая жизненная сила — пневма.
Другой выдающийся греческий мыслитель — Аристотель спустя сто лет после Гиппократа, анатомируя и исследуя животных, пришел к заключению, что кровь и теплота образуются в сердце, кровь «одухотворяется» особой жизненной силой и течет по венам, а в артериях находится воздух.
Выдающийся римский мыслитель и врач Гален (II в.) исправил некоторые ошибки Аристотеля, но не созвал правильного представления о кровообращении. Гален считал, что кровь образуется из пищи в печени и по полой вене поступает в правую половину сердца. В левый же желудочек из легких поступает жизненная пневма. Через поры в перегородке, отделяющей правую половину сердца от левой, пневма смешивается с венозной кровью и «одухотворяет» ее. В результате венозная кровь превращается в алую, текущую по артериям. Связи между артериями и венами Гален отрицал.
Конечно, никаких пор в перегородке, отделяющей левую половину сердца от правой, нет. Не видел их и Гален. Но он допускал их существование, так как это отвечало состоянию науки той эпохи и его научным представлениям.
Ошибочные представления Гиппократа, Аристотеля и Галена с теми или иными небольшими поправками держались почти 20 веков, и человечество все это время находилось в заблуждении. Эти взгляды превратились в догму (утверждение, не допускающее возражений) и не подлежали критике.
Но вот в 1628 г. вышла в свет книга выдающегося английского ученого У. Гарвея под названием «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных». В ней автор излагал новое стройное учение о кровообращении, с которого, по существу, и началась научная физиология. Гарвей утверждал, что сердце действует как насос, нагнетающий кровь в сосуды. Существует два круга кровообращения: в большом круге кровь идет от сердца к голове, к поверхности тела, ко всем его органам, в малом — она движется между сердцем и легкими и насыщается кислородом. И. П. Павлов в предисловии к русскому переводу книги писал: «Труд Гарвея не только редкой ценности плод его ума, но и подвиг его смелости и самоотвержения».
В эпоху безраздельного господства католической церкви и созданного ею страшного суда — инквизиции требовалось большое мужество, чтобы выступить с опровержением взглядов, освященных церковью. Погибли на кострах Джордано Бруно и испанский ученый Мигель Сервет, открывший малый круг кровообращения. Был поставлен на колени перед инквизиторами семидесятилетний Галилей, его заставили отречься от своего учения. Потрясенный, молчал французский ученый Декарт.
Гарвею пришлось выдержать тяжелую борьбу не только с церковью, но и с видными учеными своего времени. Он принадлежит к числу немногих представителей науки той эпохи, которым посчастливилось увидеть торжество своего учения.
2i.SU ©® 2015