Итак, мы знаем, что человек имеет естественное, животное происхождение. Вместе с тем он и продукт развития общества. Только в условиях общества возникли речь, сознание и сформировались свойственные человеку психические процессы: высшие формы восприятия и памяти, мышления и воображения, волевые процессы и чувства.
Наука издавна пыталась проникнуть в эти непосредственно скрытые от глаз постороннего наблюдателя процессы и порождаемые ими явления: образы, представления, мысли, желания, волевые усилия. Долгое время люди ограничивались описанием этих внутренних процессов и явлений, как они представлялись им по их наблюдению за собой. Стараясь объяснить эти явления, ученые строили различные догадки, часто совершенно фантастические. Ведь явления эти так непохожи на все то, что мы находим в мире, который существует вне нас! Они кажутся совершенно неуловимыми: можно точно описать, например, особенности листа какого-нибудь растения, можно измерить его поверхность, подсчитать среднее число листьев на ветке, можно, наконец, засушить и сохранить этот лист для всякого, кто захочет сам рассмотреть его. Но как опишешь образ этого листа в сознании? Как измеришь его, взвесишь, как покажешь другому? Все это, конечно, совершенно невозможно сделать. И вместе с тем образ листа, или мысль о нем, существует так же реально, как и сам лист, который человек видит или о котором он думает.
Роль психических явлений и процессов в жизни человека чрезвычайно велика. Отражая мир, психические процессы позволяют ориентироваться в нем. Но они отражают не только окружающую действительность, а и действия самого человека и его собственные свойства. Человек способен поэтому познавать самого себя и сознательно управлять собой, своими действиями и поступками.
Психика человека отражает действительность. Однако психическое отражение вовсе не похоже на отражение зеркальное. Оно похоже скорее на отражение в том сказочном зеркале, в котором можно увидеть не только то, что находится перед ним, но весь мир; не только настоящее, но и далекое прошлое и даже будущее. Все это и дает человеку возможность быть тем, кто он есть: исследователем тайн природы, активным создателем материальных и духовных ценностей, великим провидцем будущего, осуществляющим те цели и планы, которые он строит мысленно — в своей голове.
Но как бесконечно сложна человеческая психика и как трудна задача ее научного познания! Поэтому психологические знания накапливались очень медленно. От первых представлений античных философов о психике человека до того времени, когда психология встала на твердую научную почву и начала успешно развиваться, прошло почти два тысячелетия.
Это объясняется тем, что психология составляет такую область знаний о человеке, которая не могла развиваться иначе, как на основе достижений других наук, изучающих человека: наук о жизнедеятельности его организма, и прежде всего его "мозга, а также наук о происхождении человека и его общественно-историческом развитии. Из этих наук наиболее важны для психологии антропология, которая рассматривает происхождение человека и изучает особенности человеческих рас, марксистские науки об обществе и его развитии и, наконец, физиология высшей нервной деятельности, объясняющая работу коры больших полушарий головного мозга. Науки эти впервые сложились лишь в прошлом веке, а физиология высшей нервной деятельности даже несколько позже, в конце XIX — начале XX в.
Важную роль в начавшемся быстром развитии научной психологии сыграли также новейшие методы изучения электрических явлений в человеческом мозге, некоторые математические методы и методы, которыми пользуется кибернетика — наука, изучающая процессы управления в машинах и живых организмах.
Итак, психология хотя и имеет многовековую историю, но начала по-настоящему развиваться позже других наук о человеке. Зато ей принадлежит большое будущее: ведь это наука о самом замечательном свойстве самого замечательного существа на Земле — человека.
2i.SU ©® 2015