«Бунтовщик хуже Пугачева» — так сказала Екатерина II, прочитав книгу А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». На первый взгляд это явное преувеличение. Мощная Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева потрясла феодальную Россию, перепугала императрицу и помещиков и была разгромлена с большим трудом. Но чем мог быть опасен Александр Радищев? Сын пензенского помещика, Радищев учился в Пажеском корпусе, был послан в Лейпцигский университет, по возвращении служил в армии, затем чиновником Петербургской таможни. За его спиной не было ни революционной организации, ни армии восставших, и расправиться с ним не составляло большого труда. Все это так. Но крестьянская война была лишь стихийным протестом доведенных до отчаяния крестьян, пытавшихся посадить на трон своего, «доброго» царя. Предшественники Радищева — русские просветители — критиковали помещичий произвол и крепостные порядки, но не требовали уничтожения крепостного права и надеялись, что императрица осуществит их проекты и предложения.
В своей книге Радищев заклеймил крепостное право. Он писал, что крепостной крестьянин «заклепан в узы» и «в законе мертв», что его заставляют «шесть раз в неделю ходить на барщину», истязают его «розгами, плетьми, батожьем или кошками», сдают в рекруты, ссылают на каторгу, бесчестят его дочерей и оставляют ему «только то, чего отнять не могут, — воздух. Да, один воздух». Но Радищев не остановился на критике крепостного права. Он потребовал «совершенного уничтожения рабства», настаивал на том, чтобы земля была отобрана у помещиков и отдана «делателю ее» — крестьянину. Он открыто сказал, что царь заботится не о благе народа, а об интересах «великих отчинников», что церковь освящает этот ненавистный строй.
В 1773 г., в том году, когда началась крестьянская война, Радищев в одном из своих сочинений первым заявил: «Самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние». Развивая эту мысль в «Письме другу, жительствующему в Тобольске», он писал: «Нет и до окончания мира примера, может быть, не будет, чтобы царь упустил добровольно что-либо из своей власти», а в «Беседе о том, что есть сын отечества» утверждал, что «притеснители, злодеи человечества», те, кто «терзает ближних своих», кто проливает «потоки слез и реки крови», не имеют права называться патриотами. «Истинный сын отечества» лишь тот, кто борется за свободу народа и установление «народоправления».
Но как бы ни были важны и новы положения и выводы первых произведений Радищева, его место в истории определяется «Путешествием из Петербурга в Москву». Свою книгу он построил в форме путевых очерков. Но это меньше всего рассказ о дорожных впечатлениях. Его книга — цельное произведение, каждая из глав которого показывает одну из сторон крепостного строя и воспринимается как обвинительный акт самодержавию и крепостничеству.
Славна, но трагична судьба «Путешествия», напечатанного Радищевым в собственной типографии. Он успел продать до ареста всего три-четыре десятка экземпляров, а остальные пришлось сжечь. Проданные экземпляры разыскивали и уничтожали. Их хранение царские власти считали преступлением. В печати о книге было запрещено упоминать. Но книга продолжала жить и сражаться. Ее рукописные списки ходили по стране, и с ними были знакомы все поколения русских революционеров. В России книга была издана лишь после революции 1905 г. Но еще в 1858 г. Герцен напечатал ее в Лондоне и в предисловии к ней писал: Радищев «едет по большой дороге, он сочувствует страданиям масс, он говорит с ямщиками, дворовыми, с рекрутами, и во всяком слове его мы находим с ненавистью к насилию — громкий протест против крепостного состояния...».
Проедем же вместе с Радищевым по его большой дороге, задумаемся над тем, какое место занимает каждая из глав в его замысле.
Эпиграф: «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй». За устарелыми и не совсем понятными словами эпиграфа встает страшное ненавистное чудище самодержавия и крепостничества.
Предисловие начинается словами, которые запомнятся каждому, кто хотя бы раз открыл эту книгу: «Я взглянул окрест меня — душа моя страданиями человечества уязвленна стала». Именно страдания народа позвали автора на подвиг.
София, Тосна — первые главы книги и первая встреча автора с народом, с его песнями, полными «скорби душевной» и мягкости.
Любань. Зайцева. С потрясающей силой показано положение крестьян и произвол помещиков. Крестьянин шесть дней в неделю работает на барщине, а его жена и дети и в воскресенье собирают барину ягоды и грибы. Для работы на себя у крестьянина остается лишь воскресенье, но из того, что он заработает, немало пойдет на уплату податей. Человека превратили в раба, в рабочий скот. И со страниц книги звучит угроза: «Страшись, помещик жестокосердый, на челе каждого из твоих крестьян вижу твое осуждение».
Дворянин, прославившийся на службе лишь казнокрадством и взяточничеством, «почитает крестьян скотами», грабит и истязает их. Он жесток, подл и развратен. Не лучше и его сыновья. За гнусное надругательство над невестой крепостного крестьяне убили помещика и его сыновей.
И Радищев пишет: «Крестьяне, убившие зверского асессора, в законе обвинения не имеют. Сердце мое их оправдает».
Чудово. Завидово. Клин. Произвол властей не отличается от произвола помещиков. Жаловаться на них бесполезно. Всесильный екатерининский вельможа — живое воплощение «обмана, вероломства, предательства, блуда, отравления, татьства, грабежа, убийства».
Русскому дворянству Радищев противопоставил слепого и нищего старика — солдата-инвалида, который мужественно сражался за Родину и постоянно «помнит о человечестве».
Спасская полесть. Истина и справедливость давно покинули царский двор. Здесь царят дикий произвол, беззаконие, лесть и казнокрадство. Царь — «убийца, первейший разбойник, первейший предатель, первейший нарушитель общия тишины, враг лютейший» народа. Роскошные одежды его «замараны кровию и смочены слезами» бесправных подданных.
Подберёзье. Крестцы. В школах крепостной России «схоластика... невежество, рабство, инквизиция». Преподавание не ведется на «языке народном», на «языке российском», а это закрывает народу доступ в школу. Из «ста дворянчиков, поступающих в службу, 98 оказываются повесами,.. вертопрахами, распутниками, щеголями». Школа же должна воспитывать «истинных сынов отечества», которые будут отстаивать интересы народа и не испугаются «ни осмеяния, ни мучения, ни болезни, ни заточения, ниже самой смерти».
Зайцева. Валдай. Едрово. Разврат, цинизм, уродливые отношения в семьях — вот что отличает моральный облик крепостников. Радищев противопоставляет крепостникам крестьянскую девушку Анюту, ее мать и жениха, любуясь и гордясь их духовной чистотой и красотой.
Хотилов. Вышний Волочек. Выдропуск. «Сохраненный нерушимо даже до сего дня зверский обычай порабощать подобного себе человека» ведет страну к гибели, утверждает Радищев. Все, чем пользуются крепостники, «омыто потом, слезами и кровию крестьян». Они неминуемо восстанут и разрушат страну, сохраняющую рабство. Грозя помещикам восстанием крестьян, Радищев приводит здесь «Проект в будущем», который постепенно уменьшает власть и права дворян и завершается «совершенным уничтожением рабства». Радищев мечтает о таком времени, но мало надеется на то, что царь и помещики осуществят этот проект. Радищев призывает обрушить на них «человеколюбивое мщение» и «сжечь их имения».
Медное. Городня. Пешки. Крепостная деревня с нищенскими избами. Тряпье вместо одежды, жалкая пища. Крестьянин «заклепан в узы» и превращен в «вола в ярме». Произвол и беззаконие при сдаче в рекруты. Трагедия крепостных художников, актеров, учителей, судьба которых зависит от прихоти помещика. Отвратительное порождение крепостничества — продажа крестьян в розницу. «Свободы не от советов великих отчинников ожидать должно, но от самой тяжести порабощения», — восклицает Радищев.
Прочтя эту главу, Екатерина II со страхом и ненавистью заметила, что автор «надежду полагает на бунт от мужиков».
Тверь и ода «Вольность». Гимн революции, которая сметет самодержавие и установит республику. Как величайший праздник Радищев рисует время, когда «возникнет рать повсюду бранна», когда ликующие «склепанны народы» «на плаху возведут царя», смоют позор рабства и на земле воцарится вольность — «источник всех великих дел».
Черная грязь. Слово о Ломоносове. Велик и богат творческими силами народ русский. Он, и «заключенный в смрадной темнице» крепостничества, выдвигает таких великих мужей, как Ломоносов. А сколько Ломоносовых выйдет из народа, когда народ станет свободным!
Москва! Москва! Путешествие из Петербурга в Москву окончено. Радищев нарисовал страшную картину крепостной России и всем содержанием книги доказал, что выход один — народная революция. Нужны не подачки от царя и помещиков, а уничтожение крепостничества, не надежды на «доброго царя», а уничтожение самодержавия и установление республики.
Книга была написана вскоре после Крестьянской войны под предводительством Пугачева и победы революции в Америке, а напечатана тогда, когда рухнула Бастилия и началась Великая французская буржуазная революция, — все это определяло силу воздействия ее на читателей.
Поэтому и был Радищев для Екатерины II «бунтовщиком хуже Пугачева», поэтому она со страхом и злобой писала, что «французская революция его решила определить в России себе первым подвизателем».
Страшна и трагична судьба Радищева: арест, допросы, пытки, смертный приговор и долгие месяцы тюремного каземата в ожидании казни, ссылка в далекий Илим на верную смерть. Лицемерно 4 помилованный» Павлом I, Радищев заперт в маленькую калужскую деревушку и полностью изолирован от общества. Александр I возвращает его в Петербург и привлекает к составлению нового свода законов. Снова оживают мечты, что, может быть, хоть что-то удастся сделать для улучшения положения народа. И снова гнусный обман: когда Радищев попытался в своих проектах реализовать самые скромные предложения, ему открыто пригрозили тюрьмой и Сибирью.
А. Н. Радищев. Портрет XVIII в. Художник неизвестен.
Всю жизнь он боролся, мечтал, искал пути ликвидации ненавистного самодержавия и крепостничества.
Репрессии, угрозы сыплются на него одна за другой. Его замучили, затравили, привели к духовной трагедии. Но, умирая, он бросил в лицо своим мучителям: «Потомство за меня отомстит».
Портрет крепостной крестьянки конца XVIII в. Художник неизвестен.
Радищев понимал, что для революции в России «не приспе еще година», но твердо верил в ее победу. «Не мечта сие, но взор проникает густую завесу времени, от очей наших будущее скрывающую; я зрю сквозь целое столетие», — написал он в 1790 г. Через 115 лет, после того как были написаны эти строки, над Россией грянул первый гром революции, а еще через 12 лет народная революция победила. И сразу после революции победивший народ поставил памятник А. Н. Радищеву — человеку, который «нам первый вольность прорицал».
Наказание крепостного батогами. Рисунок того времени.
2i.SU ©® 2015