В это время Венгрия была частью огромной Австрийской империи, где правила династия Габсбургов. Это государство, составленное из земель, в разное время завоеванных или унаследованных Габсбургами, представляло собой подлинную «тюрьму народов». В нем жили австрийцы, венгры, чехи, сербы, хорваты, итальянцы, словенцы, поляки, украинцы, румыны. Над всеми этими народами господствовали австрийские помещики. Все нити управления страной держал в своих цепких руках мракобес канцлер Меттерних.
Австрийское правительство проводило политику «разделяй и властвуй». Оно разжигало национальную рознь, натравливало одни народы на другие, рассчитывая этим путем укрепить свою власть. Австрийский император и Меттерних были убеждены в прочности многонациональной империи. «Нас она выдержит», — повторяли они. Но незаметно для венского двора и всесильного канцлера внутри империи накапливались силы, способные ее взорвать. Угнетенные нации поднимались на борьбу с австрийскими угнетателями. В Венгрии раньше, чем в других землях Габсбургской монархии, проявилось стремление к независимости.
Венгрия была сельскохозяйственной страной с плодородными землями. Но владели землей помещики и церковь. 60% крестьян не имели земли. Тяжелым бременем ложились на них оброки и барщина. Австрийское правительство препятствовало развитию в Венгрии собственной промышленности. Но все же и здесь стали появляться мануфактуры и первые предприятия с машинами — фабрики. Возникла и постепенно крепла национальная буржуазия. Венгерская буржуазия и дворяне стремились к самостоятельности.
Крестьянские массы то тут, то там восставали против национального гнета и феодальных порядков. В стране назревал революционный взрыв. Так было не только в Венгрии, но и в других частях многонациональной Австрийской империи, где крестьяне изнывали под двойным гнетом — австрийских и своих помещиков-феодалов.
Наступил 1848 год, бурный, грозовой в истории Европы. Он начался заревом восстания в Италии. В феврале во Франции народ сбросил с трона короля Луи Филиппа (см. ст. «Париж в июньские дни 1848 года»). Революция вспыхнула в Германии и Австрии. 13 марта восстал народ Вены. Меттерних бежал. В Австрии был создан парламент, ограничена власть императора.
Весть о революции в Вене достигла Венгрии. Революционно настроенная молодежь во главе со страстным борцом за свободу и независимость Венгрии поэтом Шандором"Петефи (см. т. 11 ДЭ, ст. «Писатели Венгрии») заполнила 15 марта улицы Пешта. Поэт прочитал сочиненную им накануне «Национальную песнь», ставшую революционным гимном венгров. Быстро разнеслись по городу пламенные слова песни:
Встань, мадьяр! Зовет отчизна!
Выбирай, пока не поздно:
Примириться с рабской долей
Или быть на вольной воле!
Еще за несколько дней до этого известный политический деятель и адвокат Лайош Кошут выступил с речью, в которой выразил требования народа. Петефи и его друзья внесли их в свою политическую программу, получившую название «12 пунктов». Эти пункты провозглашали самоуправление, свободу печати, отмену ненавистной цензуры, уничтожение барщины.
«Национальная песнь» и «12 пунктов» были отпечатаны без цензуры. Петефи разбрасывал «первенцев свободы», как он назвал эти листовки, из окна типографии, и тысячи людей с восторгом подхватывали их.
— На Буду! На Буду! Откроем двери тюрьмы! Освободим Танчича! — кричали люди.
Огромная толпа ворвалась в тюрьму, освободила Михая Танчича — известного публициста, борца за независимость Венгрии, защитника интересов крестьян.
Вскоре было образовано первое самостоятельное венгерское правительство. В него вошел Кошут, представлявший мелких и средних дворян, близких к буржуазии, заинтересованных в проведении буржуазных преобразований. Во главе правительства стал аристократ граф Баттьяни, противник полного разрыва с Габсбургами.
Правительство Баттьяни и Кошута издало законы об отмене барщины и уничтожении крепостничества. Но феодальные повинности не были отменены полностью, а крестьяне, не имевшие земли, так и не получили ее. Положение в венгерской деревне осталось тяжелым.
В своей «Рабочей газете» Танчич тщетно призывал правительство дать землю крестьянам. Крестьяне знали, что Танчич их верный защитник, и в его скромную квартиру приходили ходоки со всей Венгрии.
В Государственном собрании Венгрии, избранном в июне 1848 г., большинство депутатов были дворянами. Один только Танчич последовательно, но тщетно отстаивал в Собрании интересы самого угнетенного класса — крестьян.
Взятие крепости Буда венгерскими революционными войсками 21 мая 1849 г.
Собрание заняло неправильную позицию и в другом жизненно важном вопросе — национальном. Венгерское правительство выступало за права и независимость венгров. В то же время оно не хотело признать равных с венграми прав славянских народов — сербов, хорватов и словаков, земли которых входили тогда в состав Венгрии. Непоследовательность революционного правительства в национальном и земельном вопросах и нерешительность его по отношению к изменникам, занимавшим важные посты в армии, сыграли роковую роль в судьбе революции, способствовали ее поражению.
В августе 1848 г. правительство Австрии перешло в наступление. Император Фердинанд объявил недействительными все законы, изданные правительством Баттьяни и Кошута. Правители Австрии стали натравливать славянские народы на венгров. По их указке бан (воевода) Хорватии реакционер Елачич со своим войском переправился через Драву и начал поход на Буду и Пешт. Поднявшиеся на борьбу венгры разбили войска Елачича. Так началась открытая война между венгерским народом и габсбургской монархией.
Баттьяни, не желавший полностью порвать с Габсбургами, ушел в отставку. Впоследствии он дорого заплатил за свое доверие к венскому двору и погиб от руки австрийских карателей. Правительство возглавил Кошут, ставший вождем национально-освободительной войны венгерского народа.
Лайош Кошут.
Фердинанд приказал двинуть против венгров австрийские войска. На это рабочие, ремесленники, студенты Вены ответили восстанием в октябре 1848 г., преградив путь войскам, направлявшимся на помощь Елачичу. «Если будет порабощена Венгрия, мало-помалу будет похищена свобода и у всей Австрии», — говорили они. Император в страхе покинул Вену. Но напрасно венцы ждали помощи от венгров. Венгры опоздали.
Что же помешало им? Венгерский генерал Мога и офицеры, не желавшие полного разрыва с императором, остановили армию, воодушевленную победой над Елачичем, у границ Австрии. Когда же Кошут наконец добился решения идти на помощь восставшей Вене, императорское правительство успело собрать силы и отбило наступление венгров. Утопая в крови, революционная Вена пала 1 ноября. Карательные австрийские войска двинулись на город Пешт.
«Отечество в опасности!» — призыв Кошута зазвучал по всей Венгрии. Армия гонведов — защитников родины — только начала формироваться. На призыв Кошута в армию вступали тысячи крестьян. На всех не хватало оружия. В ход пошли вилы и косы, дубина и бич пастуха.
Крестьяне уничтожали в тылу солдат противника, жгли продовольственные склады. Инвалиды, старики, женщины и дети воздвигали укрепления и восстанавливали разрушенное врагом. Пешт не устоял под натиском врага, но Венгрия продолжала бороться.
С быстротой молнии передавались из конца в конец страны военные эстафеты. Телеграфных проводов не было, но действовал «телеграф Кошута». Вот собака переплывает реку. В зубах у нее деревянная ложка — условный знак тревоги. Собака выходит на берег и бежит вдоль реки. Из крайней хаты появляется крестьянка, отбирает у собаки ложку, дает ей хлеба. Затем берет в избе огниво и поджигает в поле хворост. Взвивается столб дыма. И тотчас вдалеке поднимается также столб дыма. А вскоре на горизонте загорается огонек масляного фонаря на шпиле отдаленной церковной колокольни. Тогда женщина отправляется домой: она убедилась, что эстафета по «телеграфу Кошута» передана.
В течение 1848 г. были подавлены все европейские революции, кроме венгерской. Борьба революционной Венгрии приобретала особенно большое значение для всей Европы.
Энгельс высоко оценивал героизм венгерского народа. «...Нация, — писал он о Венгрии, — окруженная превосходящими силами контрреволюции, осмеливается противопоставить трусливой контрреволюционной ярости революционную страсть...»
В марте 1848 г. заседавшее в г. Дебрецене Государственное собрание провозгласило полную независимость Венгрии. Правителем ее стал Кошут. Венгерские войска били австрийцев на всех фронтах и в апреле освободили свою страну от врага.
Новый австрийский император Франц-Иосиф направился в Варшаву к русскому царю Николаю I с мольбой о помощи. Николай I, опасаясь, что революционный пожар может перекинуться в Россию, послал в Венгрию 200-тысячную армию. «Не вмешался бы, — писал он, — ежели бы своя рубашка не была ближе к телу».
Передовые люди России искренне сочувствовали революционной Венгрии. Молодой Чернышевский называл себя «другом венгров» и записал в дневнике: «...желаю поражения там русских и для этого готов был бы многим пожертвовать».
В воспоминаниях участников похода то и дело находим строки, выражающие сочувствие венграм. Один из них пишет, что ощущал уважение и симпатию к венграм столь же сильные, сколь сильно было его отвращение к австрийскому военному командованию.
Группа русских солдат вместе с капитаном Алексеем Гусевым отказалась участвовать в войне против венгров. Гусев был казнен царским правительством. Одна из улиц Будапешта теперь названа его именем.
Шандор Петефи.
Объединенные силы европейской реакции разгромили революционную Венгрию. Волна кровавых репрессий прошла по всей стране. Каратели вешали и расстреливали по суду и без суда. На поле боя погиб певец революции Шандор Петефи. Были захвачены в плен и расстреляны многие командиры венгерской армии. Смертный приговор был вынесен и Танчичу. Но он в течение восьми лет скрывался в подвале, вырытом под полом его собственной комнаты. Когда Танчич смог наконец покинуть свое убежище, он был уже стариком.
В новой, социалистической Венгрии высоко чтут память борцов 1848 — 1849 гг. День 15 марта — начало революции 1848 — 1849 гг. — считается в Венгрии национальным праздником.
2i.SU ©® 2015