В 30-х годах прошлого столетия в Париже на улице Сен-Пре-Монмартр в большой бедности жил Шарль Фурье — один из великих социалистов-утопистов. Это был человек небольшого роста, с седыми волнистыми волосами и задумчивыми проницательными голубыми глазами.
Фурье родился в г. Безансоне в 1772 г., в семье торговца, человека невежественного и грубого. Дома Шарля поучали, что надо быть правдивым, честным, а в лавке отца он не раз наблюдал, как обвешивают и обманывают покупателей. Шарль открыто высказал свое возмущение отцу и был за это жестоко наказан. Фурье хотел после окончания школы стать инженером. Но чтобы иметь средства для жизни, ему пришлось работать приказчиком и конторским служащим. Фурье ненавидел свою работу. После тяжелого трудового дня все свободное время он проводил за книгами и приобрел большие знания. Проницательный и отзывчивый, Фурье глубоко переживал страдания народа и решил посвятить свою жизнь изысканию путей к освобождению человечества от угнетения и нужды.
В первые десятилетия XIX в. пролетариат был малочисленным и неорганизованным. Жизнь не подсказывала еще реальных путей борьбы за освобождение от эксплуататоров. В таких условиях появляются утопические, т. е. несбыточные проекты, переустройства общества. Во Франции почти в одно время с Фурье выступил социалист-утопист Сен-Симон, а в Англии — Роберт Оуэн (см. ст. «Роберт Оуэн»).
В своих произведениях Фурье подверг бичующей критике капиталистическое общество. В нем, говорил он, господствует дух наживы. Счастье одних основано на несчастье других. Все находятся в состоянии войны друг с другом. Врач желает своим согражданам лихорадок, чтобы было больше больных, а адвокат — тяжб и ссор в каждой семье, тогда они смогут получить больше денег. Архитектору нужен пожар, который превратил бы в пепел четвертую часть города, а стекольщик желает града, который разбил бы все стекла. Судьи хотят, чтобы во Франции по-прежнему совершалось не менее 120 тыс. преступлений в год, чтобы они имели побольше дел и доходов.
Особенно резко проявляются противоречия между богатыми и бедными. Рабочие трудятся только для того, чтобы не умереть с голоду. Капиталистическую фабрику Фурье называл смягченной каторгой. И хотя богатство общества возрастает, нищета трудящихся не уменьшается, а увеличивается. Основательной и едкой критике Фурье подверг капиталистическую торговлю. Меткими, насмешливыми словами рисовал он плутни купцов и торговцев. Фурье называл торговлю ремеслом лжи и лицемерия, а торговцев — вампирами, которые сами ничего не производят, а наживают большие богатства. Спекулянты хлебом доводят бедняков до голодной смерти.
Фурье не только беспощадно критиковал старое. Он считал, что человечество может перейти к новому, справедливому обществу. Он называл его строем гармонии; по существу, он говорил о социализме. Фурье впервые высказал в печати свои идеи о будущем обществе в 1803 г. С тех пор до самой смерти (в 1837 г.) он разрабатывал свою теорию. Фурье так красочно и с такими мельчайшими подробностями описал будущий строй, словно это был не плод его фантазии, а картина реальной жизни. Много в его проекте было наивного, фантастического. Но в то же время он высказал ряд поразительных догадок о характере будущего общества.
Каким же представлял его Фурье? Оно должно состоять из общин, или объединений, — фаланг. В составе фаланги — 1600 — 2000 человек. Труд должен отвечать склонностям человека, быть легким, увлекательным, непродолжительным, разнообразным. Совершенные приемы труда, свободное избрание каждым профессии, соответствующей его склонностям, разнообразие занятий в течение дня в кругу дружественных людей приведут, по мнению Фурье, к значительному росту производительности труда и к резкому возрастанию богатств всей фаланги. Труд станет не тяжкой обязанностью, а наслаждением, и все будут охотно трудиться. Фурье писал, что в таких условиях исчезнет конкуренция, царящая в буржуазном обществе. Люди будут не конкурировать, а соревноваться. Это была одна из блестящих догадок Фурье об особенностях социалистического строя.
Жилищем в фаланге станет дворец — фаланстер, в котором будут роскошные залы, библиотеки, столовые, театры, мастерские, зимние сады и жилые помещения. Домашнее хозяйство станет ненужным — каждый будет питаться в общественной столовой. Женщины будут пользоваться равными правами с мужчинами и работать вместе с ними. Фурье — страстный проповедник освобождения женщин.
В результате всех этих мер, по мнению Фурье, исчезнут общественные противоречия и установится согласие и доброжелательство всех людей, наступит всеобщая гармония. Население всего земного шара объединится в фалангах. Все будут жить во дворцах — фаланстерах, поэтому не будет городов и деревень. Фурье страстно верил во всеобщее преобразование при строе гармонии и полагал, что сама природа, например животные, растения, изменится для блага людей. Растают льды на полюсах, улучшится климат, люди станут собирать по два урожая в год. Земля обзаведется четырьмя искусственными лунами, более яркими, чем наша луна, и благодаря этому ночи станут столь же светлыми, как и дни. Вместо хищных и вредных животных появятся «антильвы», «антиакулы» и «антикрокодилы», которые будут служить человеку.
Отдельные странности не могут заслонить главного в учении Фурье. Его яркая и справедливая критика буржуазного общества, его идеи о всеобщем труде, о коллективном производстве и потреблении, об устранении противоположности между городом и деревней оказали влияние (наряду с трудами других великих социалистов-утопистов) на учение научного социализма, созданное Марксом и Энгельсом (см. ст. «Манифест Коммунистической партии» — первый программный документ коммунистов»).
Шарль Фурье.
Как же думал Фурье осуществить свои идеи? Он считал, что достаточно организовать несколько образцовых фаланг — и все человечество немедленно последует этому примеру. Через пять-шесть лет на всей земле воцарится новый общественный строй, при котором интересы каждого человека и всего общества сольются воедино. Фурье отрицательно относился к борьбе классов, боялся новых революций и хотел преобразовать общество мирным и «безболезненным» путем, не задевая интересов капиталистов. Дело заключается лишь в том, полагал Фурье, чтобы убедить богачей дать деньги для устройства фаланг. В течение 30 лет Фурье писал письма и посылал свои книги многим капиталистам, правительствам, императору Наполеону, банкиру Ротшильду, даже царю Николаю I. Фурье сообщал, что сделал выдающееся открытие, как преобразовать порочный буржуазный строй и создать условия для счастья всех людей. Фурье просил денег для организации первых фаланг. Ежедневно в 12 часов дня, сообщал Фурье, он ожидает прихода богатых посетителей.
Фурье, конечно, не дождался прихода богачей. История доказала, что только борьба пролетариата под руководством партии коммунистов способна привести к победе нового общественного строя.
2i.SU ©® 2015