2i.SU
История человеческого общества

История человеческого общества

Содержание раздела

Из истории средневекового Самарканда

Самарканд — один из древнейших городов Советского Союза. В свете новых археологических данных исследователи пришли к выводу, что Самарканд существует не менее 2,5 тыс. лет. Впервые о нем упоминалось в исторической литературе 2300 лет назад, при описании походов Александра Македонского. Уже тогда в этом городе, называвшемся Мараканда, было много жителей, его окружала стена. Немало бурных событий пережило население города за минувшие века. В IV в. до н. э. в Самарканде побывали всадники Александра Македонского, в VIII в. город перенес нашествие арабов, а спустя 500 лет дикие орды Чингисхана полностью разрушили его. Во второй половине XIV — начале XV в. Самарканд стал столицей могущественной феодальной державы Тимура.

В 1370 г. Тимур стал полновластным эмиром (правителем) в областях, расположенных по рекам Зеравшану и Кашкадарье. Вскоре он присоединил к своим владениям земли между Амударьей и Сырдарьей, Фергану и Шаш (долина реки Чирчик). Одно из культурнейших государств Средней Азии — Хорезм — также прочно вошло в состав государства Тимура. Тимур совершал походы в Золотую Орду, Иран, Малую Азию и Индию. Так образовалась могущественная империя, владения которой в начале XV в. простирались от Армении на западе до Индии на востоке, от Кавказа и Аральского моря на севере до Персидского залива на юге.

Целью Тимура было создать большое государство в интересах феодалов, которые несли военную службу в его войске и получали за это земельные пожалования.

Господство Тимура создавалось и поддерживалось крайне жестокими средствами. Его походы сопровождались не только ограблением и разорением покоренных территорий, но и массовым истреблением населения, чудовищными зверствами, повергавшими народы в страх и ужас.

Из покоренных стран в Самарканд вывозили не только различные материальные ценности, но и пленных ремесленников, художников, архитекторов, писателей и ученых, которые должны были придать блеск столице грозного завоевателя. Испанский посол Клавихо, посетивший Самарканд в 1404 г., отметил в своем дневнике: «Столько всякого народу со всех земель собрал он (Тимур. — Ред.) в этот город, как мужчин, так и женщин, что всего, говорят, было больше 150000 человек». Тимур хорошо понимал, как велика роль торговли в развитии города, в росте его богатства. Он разгромил Золотую Орду и добился, чтобы главный караванный торговый путь в Восточную Европу, пролегавший ранее через территорию Золотой Орды, проходил теперь через Самарканд. Клавихо писал, что «в городе Самарканде продается каждый год много разных товаров, которые привозятся туда из Китая, из Индии, из Татарии, из разных других мест и из самого Самаркандского царства, которое очень богато». Из сохранившейся дипломатической переписки Тимура с королями Франции и Англии видно, что он стремился установить торговлю и с Западной Европой.

Город быстро рос и как ремесленный центр. Особенно славился Самарканд гончарным, стекольным, металлообрабатывающим, ткацким, кожевенным и оружейным ремеслами. Некоторые из мастерских были очень большими. По словам Клавихо, в мастерских при дворе Тимура работало около 1000 пленных мастеров, которые делали латы, шлемы, луки и стрелы. Ремесленники, объединенные в цехи, жили в особых кварталах.

Тяжелой была жизнь трудового народа в государстве Тимура. Пленные ремесленники были полурабами. На местах царил полный произвол феодалов. Крестьяне, находившиеся в зависимости от феодалов, платили им оброк натурой и деньгами. Однако мы не знаем, были ли они прикреплены к земле.

Подвергая жестокому грабежу завоеванные страны, Тимур тратил огромные средства на строительство Самарканда. Были выпрямлены и расширены улицы и благоустроены базары, построено много новых зданий. Историк, современник Тимура, говорит, что «прежде все здания Самарканда были из глины и дерева, в дни этой державы построили много зданий из жженого кирпича». Воздвигались и монументальные дворцы, мечети и мавзолеи (надгробные сооружения) с великолепной внешней отделкой.

Уже в первые годы правления Тимура по его повелению были восстановлены пришедшие в упадок древние городские стены, а в западной части города сооружена обширная крепость с дворцом Кок-сарай. В окрестностях города разбили великолепные сады.

Город бурно рос, и его население насчитывало не менее 200 тыс. человек. Тимур всячески стремился подчеркнуть первенство Самарканда среди других городов Востока. Чтобы наглядно показать его величие, он построил вокруг Самарканда селения, которым дал название самых больших из известных ему городов: Султания, Шираз, Багдад, Димишк (Дамаск) и Миср (Каир).

С именами Тимура и его потомков связана одна из лучших эпох в истории мусульманской архитектуры. Почти все постройки этого времени, дошедшие до нас, отличаются громадными размерами и чрезвычайной роскошью отделки. Они были созданы руками тысяч безвестных тружеников, народных умельцев, искусных мастеров.

1850-1.jpg

Шах и Зинда — ансамбль мавзолеев XIV — XV вв.

После победоносного похода на Индию в 1399 г. по приказу Тимура началось строительство величественной мечети, законченной в 1404 г. Впоследствии она получила название мечети Биби-ханым (так, по преданию, звали главную жену Тимура). Это была самая большая мечеть в Средней Азии. Гигантское сооружение, украшенное разноцветными плитками, состояло из многих построек, соединенных между собой крытой галереей с каменной колоннадой. Огромное здание мечети сильно разрушено временем и землетрясениями. Его развалины и теперь производят на зрителя неизгладимое впечатление.

1850-2.jpg

Блюдо и светильник. Изделие самаркандских мастеров. XIII — XIV вв.

При Тимуре был построен мавзолей для его внука и наследника Мухаммед-Султана, умершего в 1403 г. во время похода в Малую Азию. Этот мавзолей, известный в литературе под названием «Гур-и эмир», постепенно превратился в фамильную усыпальницу Тимуридов. Здесь в начале 1405 г. был погребен и сам Тимур, а позднее похоронены два era сына и внук Улугбек. Все эти могилы были вскрыты и исследованы учеными в 1941 г.

На окраине Самарканда сохранилась группа мавзолеев, известных под общим названием «Шах-и Зинда». Большинство из них относится ко времени Тимура. Разнообразие технических приемов и орнамента в керамических облицовках этих мавзолеев говорит о неисчерпаемой фантазии и мастерстве их создателей. По тонкости, изяществу и разнообразию форм ни один архитектурный памятник Самарканда не может сравниться с мавзолеями Шах-и Зинда. После смерти Тимура власть в стране через некоторое время перешла к его младшему сыну Шахруху, который перенес столицу в город Герат, а области между Сырдарьей и Амударьей с Самаркандом передал своему старшему сыну Улугбеку (подлинное его имя Мухаммед Тарагай). Сорокалетнее правление Улугбека (1409 — 1449) — эпоха наивысшего расцвета феодальной культуры Самарканда. При Улугбеке город продолжал благоустраиваться. Росло ремесленное производство, развивалась торговля, особенно внутренняя.

1850-3.jpg

Гур и Эмир. Мавзолей. Усыпальница Тимуридов.

Улугбек привлекал в Самарканд ученых и сам был выдающимся астрономом. При нем в Самарканде была построена грандиозная обсерватория, долгое время не имевшая равных себе в мире.

На своеобразном форуме Самарканда — площади Регистан, где при Тимуре был центральный базар, Улугбек построил в начале XV в. большое двухэтажное медресе (учебное заведение), и сейчас украшающее площадь. По преданию, в медресе преподавал сам Улугбек. На площади были сооружены и другие здания. Самаркандский Регистан — один из самых выдающихся образцов градостроительного искусства на всем феодальном Востоке.

В городе была создана большая библиотека. Улугбек и окружающая его знать тратили огромные средства на развлечения.

Слава самаркандских музыкантов, певцов и танцовщиц распространилась настолько широко, что их приглашали к себе вельможи и богатые люди из разных мест страны.

Реакционное мусульманское духовенство враждебно относилось к научной и просветительной деятельности Улугбека, к светской культуре, развивавшейся в Самарканде. В 1449 г. оно организовало убийство правителя. В этом заговоре участвовал и сын Улугбека.

После смерти Улугбека в Самарканде надолго установилась власть реакционного духовенства. В медресе перестали преподавать светские науки. Навсегда опустела заброшенная обсерватория. В городе почти прекратилась научная деятельность. Самарканд постепенно потерял значение центра передовой культуры.

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru