2i.SU
История человеческого общества

История человеческого общества

Содержание раздела

Люди и идеи Возрождения

В XIV—XV вв. в культурной жизни Западной Европы, и прежде всего в Италии, произошли большие перемены. Появились ученые, которые обратились в первую очередь к исследованию природы. Их работы положили начало современной науке. Поэты и художники стремились отразить в своем творчестве окружающий их мир и человека такими, какими они видели их в действительности.

Ученые, поэты, зодчие, ваятели искали опору не в богословских трудах и творениях средневековых художников, а в науке, философии, реалистическом, жизнерадостном искусстве древних, особенно греков. Поэтому XIV—XVI века в истории Европы получили название эпохи Возрождения или Ренессанса.

1600-1.jpg

Древнегреческие мыслители Платон и Аристотель. Фрагмент фрески Рафаэля «Афинская школа». Художник выразил здесь свое восхищение античной культурой и ее выдающимися представителями.

В средние века религия и католическая церковь мешали развитию человеческой мысли и культуры. Богословие, т. е. учение о боге и о том, как он создал мир таким, каков он есть, считалось всеобъемлющей наукой. До XIV—XV вв. собственно наука почти не развивалась. Искусство служило главным образом нуждам церкви. Самыми красивыми и величественными зданиями были церкви и соборы. Живописцы и скульпторы изображали Христа, святых, ангелов, чертей, т. е. то, что на самом деле никогда не существовало. Иконописцы черпали сюжеты обычно из библейских легенд. В угоду вере художник часто искажал действительность. Например, на иконах, пренебрегая пропорциями лица, они заставляли жить одни глаза, придавая им выражение одного чувства (скорби, смирения и т. п.).

Почему же в XIV—XV вв. прежнее представление о мире перестало удовлетворять людей? В Европе все еще царил феодализм. Но с каждым десятилетием все большее значение приобретали города, их торговля и промышленность. Появились первые капиталистические предприятия — мануфактуры. Многие города разрастались. Здесь получала преимущественное развитие какая-нибудь одна отрасль производства. Фландрские города и Флоренция давали всей Европе шерстяные и тонкосуконные ткани, Венеция — стеклянные чаши и кубки, Милан — резные панцири, Аугсбург — бумазею, Ульм — бархат и т. д. Эти богатые города протянули свои щупальца к отдаленным гаваням и чужеземным краям и уже не могли жить без постоянного обмена со многими странами.

Горожане обменивались не только товарами, но также и сведениями, познаниями, деловым опытом, техническими новинками, изобретениями, идеями. В основе их познаний лежал производственный опыт, их интересовали свойства сырья, из которого делаются товары, и способы его обработки.

Жажда раскрыть тайны природы стала отличительной чертой людей эпохи Возрождения. Смелые мореплаватели открывали новые материки и земли, ученые стали проникать в тайны Вселенной и достигли больших успехов во многих областях науки. В это время появляется поток научных открытий, изобретений, книг, произведений искусства.

Все это рождало в человеке гордое чувство уверенности в своих силах, в могуществе своего ума. В противовес старому, церковному взгляду на человека как на существо ничтожное, жалкое и греховное сложилось и окрепло убеждение, что человек рожден для счастья, вправе пользоваться всеми радостями жизни.

Люди, развивавшие эти новые идеи, называли себя гуманистами, т. е. мыслителями, которые в центр своего внимания ставили человека (от латинских слов «гомо» — человек, «гуманус» — человеческий). Многие из гуманистов считали богословие ложной наукой и относились к церкви отрицательно, понимая ее реакционную роль в общественной и культурной жизни.

Гуманисты стали вождями культурного движения эпохи Возрождения. Наряду с изучением природы гуманисты стремились к правдивому, т. е. реалистическому, изображению в искусстве природы и человека. Они стремились раскрыть внутренний мир человека, подчеркивали, что достоинство человека определяется не его происхождением, а личными качествами и заслугами перед обществом.

Художники Возрождения воспевали красоту человеческого тела, одухотворенность человеческого лица, его индивидуальные особенности. Например, итальянские художники Рафаэль (1483—1520) и Леонардо да Винчи (1452—1519) в своих мадоннах воспевали не легендарную мать Христа, а величие и радость материнства, красоту своих вполне реальных современниц. Такие произведения перестали быть иконами, хотя и выполнялись для церкви. Атлетические фигуры героев Библии (Моисей, Давид), изваянные великим скульптором и живописцем Возрождения Микеланджело Буонарроти (1475 — 1564), отразили могучий, закаленный в жизненных несчастьях дух самого художника.

1600-3.jpg

Купол над флорентийским собором — первый крупный памятник зодчества Возрождения. Возведен в 1420—1436 гг. выдающимся зодчим Брунеллески.

Талантливые архитекторы стали строить преимущественно светские здания, дворцы для богатых и знатных людей. Изменилась даже традиционная церковная архитектура: церкви начали строить более похожими на светские здания — красивые, светлые, просторные.

Энгельс писал об эпохе Возрождения: «Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености... Тогда не было почти ни одного крупного человека, который не совершил бы далеких путешествий, не говорил бы на четырех или пяти языках, не блистал бы в нескольких областях творчества». «Только теперь, собственно, была открыта земля и были заложены основы для позднейшей мировой торговли и для перехода ремесла в мануфактуру, которая, в свою очередь, послужила исходным пунктом для современной крупной промышленности. Духовная диктатура церкви была сломлена».

Гуманистическое просвещение и искусство Возрождения стали распространяться повсюду в странах Европы. Представители культуры Возрождения — это великие итальянские поэты Данте и Петрарка, прозаик Боккаччо, французский литератор Франсуа Рабле, испанец Мигель Сервантес, английский драматург Вильям Шекспир, испанский драматург Лопе де Вега, немецкие мыслители и литераторы Эразм Роттердамский, Ульрих фон Гуттен и другие.

Великий художник Возрождения Джотто положил начало реалистическому искусству. Величайшие мастера этой эпохи — итальянцы Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти, Леонардо да Винчи, Тициан, немцы Дюрер, Гольбейн Младший и целый ряд других — создали замечательные произведения искусства.

Подробная характеристика литературы и искусства эпохи Возрождения дана в томах 11 и 12 Детской энциклопедии.

Дубровник

В Югославии, на берегу Адриатического моря, расположен старинный город Дубровник. Его крепостные стены и башни, великолепный княжеский дворец, монетный двор, монастыри и соборы до сих пор напоминают о замечательных зодчих и градостроителях, которые творили здесь несколько столетий назад.

В VII—VIII вв. это было небольшое поселение рыбаков. Но со временем благодаря выгодному географическому положению Дубровник стал торговым посредником между странами Средиземноморья и Востока.

В XIII—XIV вв. расцветает местное ремесло. Из стран Балканского полуострова в Дубровник шли караваны с сельскохозяйственными продуктами, солью, золотом, серебром, свинцом и медью. Навстречу им везли заморские товары, ткани, оружие, восточные пряности.

Корабли дубровчан заходили в порты Италии, Южной Франции, Испании, Византии, Сирии и Египта. В период Великих географических открытий выходцы из Дубровника принимали участие в экспедициях в Индию и Америку.

В дни ярмарок в Дубровник съезжались купцы из многих итальянских и славянских городов. Узкие улицы города, где обычно с трудом расходились две модницы в широких юбках, заполняла пестрая оживленная толпа. Шла бойкая торговля оптом и в розницу товарами на любой вкус. Большим успехом пользовались изделия дубровницких ремесленников — ткани, посуда, стекло, ювелирные изделия.

Разбогатевший Дубровник стал опасным соперником Венеции. Формально он признавал власть соседних государств — сначала Византии, затем Венеции и Венгрии, а с середины XV в. платил дань Османской империи. Но фактически Дубровник оставался самостоятельной городской республикой, в которой господствовала местная знать.

В XIV—XVII вв. Дубровник — один из центров славянской культуры и образованности. Современники называли его славянскими Афинами. Уже в XIV в. здесь открывается первая школа, а позже создаются торговая и мореходная школы. В городе возникают крупные библиотеки, появляются больница, аптека, строится водопровод.

1600-2.jpg

В середине XVI в. в Дубровнике было создано первое литературное общество «Академия согласия». Дубровницкие ученые — философы, математики, врачи — читали лекции даже в прославленных университетах Италии. В город приезжали учиться дети сербских феодалов.

Дубровницкие поэты и писатели, испытав сильное влияние идей итальянского гуманизма, вместе о тем развивали славянскую культуру, призывали к единству южных славян. Некоторые из них получили признание и в соседних странах, а поэт Илья Цриевич был провозглашен в Риме королем поэтов.

В конце XVII — начале XVIII в. наступил упадок Дубровника, он оказался в стороне от мировых торговых дорог, которые теперь пролегали по новым маршрутам.

В 1808 г., в период французской оккупации, Дубровницкая республика погибла. Позднее Дубровник вместе с Далмацией попал под власть Австрии. В 1918 г. вошел в состав Югославии.
 

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru