2i.SU
История человеческого общества

История человеческого общества

Содержание раздела

Героическая гуситская эпопея

Каждый год 6 июля в городах и селах Чехословакии торжественно зажигаются костры в память о Яне Гусе — великом сыне Чехии. В этот день, в 1415 г., он был сожжен заживо.

Ян Гус родился в небольшой деревне на юге Чехии в 1371 г. С детства он был знаком с горькой народной долей. Помещики, духовенство и король жестоко угнетали крестьян и ремесленников. Из года в год росло количество податей, все изнурительнее становилась работа на барщине. Войны и стихийные бедствия окончательно разорили трудовой люд. Доведенные до отчаяния, крестьяне и городская беднота все чаще восставали против гнета феодалов.

Юношей Ян переселился в Прагу, чтобы получить высшее образование в Пражском университете. В древней столице Чехии было неспокойно. Беднота выступала против городских богачей — купцов, ростовщиков и верхушки духовенства, которые зачастую были из немцев. Этих чужеземцев привела в Чехию жажда наживы. Они нещадно эксплуатировали чехов. Поэтому борьба народных масс против угнетателей сливалась с национальной борьбой против немецкого засилья.

Руководство университетом, где учился Ян Гус, тоже принадлежало чужеземцам. В стенах университета происходили непрерывные столкновения между чешскими и немецкими студентами и профессорами. В этих столкновениях проявлялась борьба чешского народа за свою национальную культуру, за свою независимость.

Вскоре после окончания университета Гус получил звание магистра (профессора) и стал читать лекции в университете. Здесь он начал активную борьбу с засильем чужеземцев в Чехии. Гус и его сторонники добились того, что руководство Пражским университетом перешло в руки чехов.

Университет в то время был полностью подчинен церкви. Церковь же была более крупным землевладельцем, чем князья и дворяне. Главе чешской церкви, архиепископу Пражскому, принадлежало 900 сел и городов, которые приносили ему огромные доходы.

Ян Гус все настойчивее стал выступать против католической церкви, ненавистной народу. «Даже последний грошик, который прячет бедная старуха, — писал он, — и тот умеет вытянуть недостойный поп, если не за исповедь, то за обедню, если не за обедню, то за священные реликвии, если не за реликвии, то за отпущение грехов, если не за отпущение грехов, то за молитвы, а если не за молитвы, то за погребение. Как же не сказать после этого, что он хитрее и злее вора!»

1590-1.jpg

Ян Гус. Гравюра того времени.

Гус разоблачал всяческие мошенничества служителей церкви. С гневом осуждал он и продажу индульгенций — папских грамот об отпущении грехов и преступлений (см. ст. «Реформация в Европе»). Гус не просто критиковал духовенство — он боролся за преобразование католической церкви. Он не только разоблачал жадность и паразитизм попов, но и требовал наказания их и призывал народ отобрать у церкви все захваченные ею земли.

Церковники отлучили Гуса от церкви. В те времена это было тяжкое наказание. Под заунывный колокольный звон провозглашалось страшное проклятие. Отлученный как бы изгонялся из общества, никто не должен был давать ему ни пищи, ни одежды. Но Ян Гус снова и снова выступал против церкви и власти папы. Больше того, Гус советовал крестьянам не выполнять приказов своих господ-феодалов. Он говорил о том, что короли, князья, попы, епископы и монахи «пасут свое брюхо в роскоши», высасывая кровь из народа. Гус призывал крестьян к борьбе за лучшую жизнь. Это были смелые революционные требования, хотя Гус и не думал об окончательном уничтожении всего феодального строя.

1590-2.jpg

Ян Жижка с боевым цепом в руке.

В Чехии у Гуса было очень много друзей — его поддерживали крестьяне и ремесленники. Многие рыцари, желавшие поживиться за счет огромных богатств церквей и монастырей, тоже были его сторонниками. Росло число последователей и учеников Гуса. Среди них выделялся Иероним Пражский, талантливый ученый, замечательный оратор. Он прямо призывал к расправе с монахами и попами.

Боясь растущего влияния Гуса, церковники и феодалы подготовили план его уничтожения. Они вызвали Гуса на церковный собор в швейцарском городе Констанце. Гус хорошо понимал, что на соборе готовится, над ним кровавая расправа, и все же он решил отправиться в стан врагов. Он хотел перед всем народом выступить в защиту своего учения.

Вероломный император Сигизмунд, желая заманить Гуса в Констанцу, дал ему охранную грамоту, но сам же потребовал его уничтожения. Гус был брошен в сырое, темное, смрадное подземелье. Через восемь месяцев его, почти слепого, кашляющего кровью, доставили на заседание собора. Вместо хотя бы подобия суда Гус увидел сборище выхоленных тунеядцев, улюлюкающих, свистящих и вопивших: «Смерть еретику!» Ему не дали говорить.

Но воля борца не была сломлена. Он решительно отказался отречься от своих взглядов. 6 июля 1415 г. Ян Гус мужественно взошел на костер. Не прошло и года, как 30 мая 1416 г. там же был заживо сожжен и Иероним Пражский.

Велика заслуга Яна Гуса, выступившего в мрачную и жестокую пору средневековья против всемогущих тогда католической церкви и папства. Жизнь Гуса — яркий пример любви к родине, служения угнетенному народу. Люди запомнили его замечательные слова, ставшие призывом к борьбе: «Ищи правду, слушай правду, учись правде, люби правду, говори правду, держись правды, защищай правду до конца!»

Расправа с Гусом и Иеронимом Пражским вызвала по всей Чехии бурю негодования. Развернулось огромное народное движение, участники которого с гордостью называли себя гуситами. По городам и деревням ходили проповедники и призывали к оружию, к борьбе против угнетателей. Среди народных проповедников особенно выделялись Ян Чапек, Мартинек Гуска и Вацлав Коранда. Они сумели выразить помыслы масс и связать их с взглядами «учителя Яна» — как теперь называли Гуса. Они требовали уничтожения всякой эксплуатации, ликвидации церковного землевладения, свободы проповеди на родном языке, отмены пышного католического богослужения и привилегий духовенства.

В 1419 г. в Праге вспыхнуло восстание, которое очень быстро охватило всю страну. На борьбу против ненавистного католического духовенства, против немецких и своих феодалов поднялся весь чешский народ. На помощь восставшим стекались бедняки из разных стран. Участники этих выступлений с гордостью называли себя гуситами в память о Яне Гусе. Среди гуситов были горожане, крестьяне и дворяне. Надежды и стремления у них были разные. Это привело к тому, что гуситы раскололись на два лагеря, начавшие враждовать между собой. Чешские дворяне и богатые горожане — их называли чашниками или каликстнинами (от латинского «каликс» — чаша) — стремились лишь завладеть землями и властью, отнятыми у церкви и у немецких феодалов.

Крестьяне и ремесленники мечтали о новой, справедливой жизни без гнета феодалов. Именно эта часть гуситов вошла в историю под названием таборитов. Табором называлась гора, на которой собирались массы революционно настроенных горожан и крестьян. Табором был назван город, основанный в мае 1420 г. в южной Чехии, ставший революционным центром.

Наиболее последовательные табориты считали, что феодальные сословия и имущественные различия должны быть немедленно уничтожены. Табориты верили, что в результате их борьбы не станет «ни властителей, ни подданных». Все повинности и платежи будут отменены, все будут равны, как братья и сестры. В Таборе и некоторых других городах была сделана попытка осуществить принцип: «У всех все всегда должно быть общим». Выставлялись кади, куда все вновь приходящие складывали деньги и вещи.

Первым гетманом (руководителем) таборитов был избран мелкий южночешский шляхтич (дворянин) Микулаш из Гуси, человек необычайной храбрости, большой мудрости и образованности (последнее качество чрезвычайно редкое для средневекового воина), любимец войска и простого народа. После гибели Микулаша (декабрь 1420 г.) первым гетманом таборитов стал опытный воин Ян Жижка, тоже мелкий южночешский шляхтич. Жижка прошел суровую боевую школу, в одном из сражений он потерял глаз; отсюда и его прозвище — Жижка, что значит « одноглазый ».

Папа римский и короли призывали феодалов всей Европы к крестовому походу против мятежников. Церковь благословляла всех, кто хотел участвовать в борьбе против чешского народа. В апреле 1420 г. крестоносцы вступили на территорию Чехии. Хорошо вооруженная рыцарская конница в тяжелых доспехах стала терпеть одно поражение за другим от пеших крестьян и ремесленников, у которых были только копья, пики, палицы, луки, цепы и косы. И это не было чудом. В то время как наемники феодального войска сражались за жалованье и ради легкой добычи, народное войско отличалось высоким сознанием своего долга, железной дисциплиной, героизмом. Ведь оно отстаивало свободу своей родной земли.

Огромную роль играл полководческий талант народных руководителей — Микулаша из Гуси и Яна Жижки. Жижка применил новую тактику. При столкновении с врагами в открытом поле, где перевес сил был на стороне рыцарей, Жижка окружал свои отряды обозом. Крепкие телеги, связанные железными цепями, образовывали настоящую крепость.

Под защитой ее табориты с малыми потерями наносили врагам сокрушительные удары. Жижка впервые стал широко применять артиллерию. Пушки устанавливались на возах. Это новшество в военном искусстве позволяло наносить тяжелый урон врагу.

В июле 1420 г. крестоносцы осадили Прагу. Защитники столицы во главе с Жижкой не только отбили атаки численно превосходящих войск врага, но и разбили их. Крестоносцы позорно бежали.

В 1421 г. во время осады одного замка Жижка был ранен стрелой и совсем ослеп. Но он по-прежнему руководил борьбой. Рассказывали, что он обычно двигался на коне впереди своего отряда. Его ближайшие помощники, когда это требовалось, описывали ему окружающую местность и расположение войск. Слепой полководец всегда принимал безошибочные решения, умело использовал все благоприятные условия, и победа постоянно сопутствовала ему.

В конце 1421 — начале 1422 г. армия Жижки разгромила участников второго крестового похода. Третий крестовый поход в Чехию закончился тем, что крестоносцы, напуганные одним именем Жижки и звуком приближающихся обозных телег, бежали.

В самый разгар гуситских войн, во время одного из походов, Ян Жижка заболел и 11 октября 1424 г. умер. Его преемники, среди которых особенно прославился Прокоп Большой, продолжали успешную борьбу с немецкими крестоносцами. Полным провалом и позорным бегством закончились еще два крестовых похода — 1427 и 1431 гг.

В войсках восставшего народа плечом к плечу с чехами и словаками сражались поляки, русские, украинцы, литовцы, немцы. Чешские войска не только громили полчища захватчиков на своей земле, но и глубоко проникали во владения врагов — немецких и австрийских феодалов.

Слава о подвигах таборитов гремела по всей Европе. Народные выступления в поддержку «чешских еретиков» отмечаются авторами многих хроник разных городов Европы. Но успехи чешских войск испугали чешских феодалов и богатых горожан — чашников. Они выступили против таборитов и нанесли им поражение в битве при Липанах 30 мая 1434 г. Отдельные отряды таборитов продолжали сражаться до 1437 г., а в Словакии последователи Гуса и таборитов вели борьбу и в 50-х годах XV в.

Самоотверженная борьба чешского народа против чужеземцев и своих феодалов, гуситская эпопея — одно из выдающихся событий средневековой истории. Героическая жизнь Гуса, Жижки и других героев чешского народа стала источником славных революционных традиций.

Трудящиеся социалистической Чехословакии бережно хранят воспоминания о славных народных героях. Герб Чехословацкой социалистической республики имеет вид гуситского щита. Улицы и площади многих городов и сел республики носят имена Гуса и Жижки. Много памятников воздвигнуто в их честь. Но самый лучший и самый прочный памятник — благодарность и любовь народа.

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru