2i.SU
История человеческого общества

История человеческого общества

Содержание раздела

Новый Вавилон

В 586 г. до н. э., поздней осенью девятнадцатого года своего правления, царь Навуходоносор II возвращался из далекого военного похода в свою столицу Вавилон. Впереди на быстроногих горячих конях, в легких панцирях, с остроконечными шлемами на головах мчались лучники и метатели дротиков. За ними следовали нарядные боевые колесницы, сверкая золотыми и серебряными украшениями. Бодро шли легковооруженные пехотинцы с небольшими круглыми щитами и короткими мечами. От них несколько отставали тяжеловооруженные воины. Каждый нес огромный, в человеческий рост, прямоугольный кожаный щит, обитый медными полосками и слегка загнутый кверху, а в правой руке — тяжелое копье с железным наконечником.

За войском тянулась вереница пленников в железных ножных кандалах. Их сопровождали плачущие жены и дети.

Спокойно и мерно покачивая горбами, шли сбоку верблюды, нагруженные огромными тюками и узлами с богатой добычей. В самом конце процессии скрипели грузовые повозки и осадные машины на небольших массивных колесах. Вот уже показались вдали стены и башни Вавилона.

Прошло свыше тысячи лет с тех пор, как Хаммурапи объединил под властью Вавилона большую часть долины Тигра и Евфрата (современный Ирак) и издал свой знаменитый свод законов (см. ст. «Законы и суд в древнем Вавилоне»). За этот длительный период Вавилон испытал немало потрясений. Его разоряли хетты, покоряли касситы, опустошали эламиты. Больше всего пострадал он от своих северных соседей — ассирийцев, подчинивших его своей власти на длительное время. В 689 г. до н. э., усмиряя восстание вавилонян, ассирийский царь Синахериб полностью разрушил великий город и, открыв шлюзы, затопил его развалины водами Евфрата. Вавилоняне снова восстановили и заселили свой город, но его ждали новые бедствия. Усмиряя очередное восстание, ассирийцы в 648 г. сожгли большую часть домов и угнали в плен множество жителей города.

Но в последние десятилетия VII в. до н. э.-Вавилон не только оправился и окреп, но и отомстил своим жестоким врагам — ассирийцам.

Полководец Набупаласар, происходивший из родственного вавилонянам племени халдеев, в 626 г. до н. э. основал Нововавилонское (Халдейское) царство и помог индийскому царю Киаксару разгромить ассирийскую державу. Сыном и преемником Набупаласара был Навуходоносор II, покоривший Сирию и Палестину и нанесший поражение войскам египетского фараона.

Вавилон в эту пору стал крупнейшим торгово-ремесленным центром древнего мира. Изделия вавилонских мастеров славились не только в долине Тигра и Евфрата, но и во многих чужеземных странах.

Вавилонские мастера изготовляли изящную мебель с разноцветной инкрустацией из кусочков слоновой кости, золотых пластинок и драгоценных камней. Гончары кроме разнообразной посуды мастерили глиняные бочки, глиняные гробы и светильники, которые заправлялись нефтью (само слово «нефть» восходит к вавилонскому «нафту»). Из глины делались даже ручные мельницы, веретена и серпы. Изготовлялась в Вавилоне также и посуда из цветного стекла. Изумительные вавилонские шерстяные ткани, окрашенные пурпуром — краской, привозившейся из Финикии, распространились по всей Передней Азии. Позднее они стали ввозиться в Грецию и Рим, где продавались за громадные деньги. Не менее, чем ткачи и красильщики, славились вавилонские кожевники. Из кожи вырабатывалась обувь, а также конская упряжь, мехи для хранения воды и вина и бурдюки, которые надувались и служили для переправы через реки.

Многие мастера богатели, покупали или брали внаем рабов и создавали крупные предприятия. Руководящую роль в экономике играли могущественные торгово-ростовщические дома. Они скупали товары по дешевой цене и потом, дождавшись благоприятного момента, продавали их с колоссальной прибылью.

Вавилонские дельцы занимались всевозможными спекуляциями. В голодные годы они сбывали запасы продовольствия по небывало высокой цене или давали в долг, а затем должник попадал в их цепкие руки и всю жизнь должен был выплачивать нарастающие проценты.

Итак, войска Навуходоносора возвращались теперь в столицу. Миновав наружную линию укреплений, прикрывавшую столицу с севера, они приблизились к главной городской стене. Путь шел среди бесчисленных огородов, засаженных луком, чесноком и огурцами, и вдоль зеленеющих пальмовых рощ. Справа широкой голубой лентой вился Евфрат.

Вниз по течению быстро мчались, подобно гигантским мячам, круглые кожаные корабли. Некоторые из них уже приставали к гавани. Рослые корабельщики выгружали глиняные сосуды, полные ароматного виноградного вина (сами вавилоняне изготовляли вино из фиников или из кунжута).

Вавилонские воины между тем прибавляют шаг. Вот уже четко вырисовываются позади большого рва ворота богини плодородия Иштар. Широкие листы бронзовых створок сверкают над слегка изогнутой аркой, упирающейся в массивные прямоугольные башни. Эти башни облицованы разноцветными глазурованными кирпичами. На темно-синем фоне — выпуклые светлые изображения: белые и желтые быки сменяются фантастическими чудовищами. А на стенах, окаймляющих дорогу, изображены коричневые львы с золотыми гривами и свирепо оскаленными зубами.

По обе стороны от ворот, охватывая весь город, тянется двойная стена из желтоватых кирпичей, скрепленных асфальтом. Каждая из двух параллельных стен, почти вплотную примыкающих друг к ДРУГУ» около 7 м толщиной. Эти стены пересекаются гигантскими башнями с воротами.

1160-1.jpg

Ворота богини Иштар в Вавилоне. VI в. до н. э. Реконструкция.

Если неприятель даже преодолеет наружный ров и пробьет обе стены, он натолкнется на внутренний ров, вдоль которого тянется третья, низкая стена.

Вавилону пока еще никто не решается угрожать. Бронзовые створы ворот широко раскрыты, и победоносные отряды вавилонского царя движутся под аркой, переходят второй мост и оказываются внутри города.

От ворот Иштар вдоль дворца и главного входа в храм Мардука, верховного вавилонского бога, пересекая весь город, идет широкая улица Процессий. Она вымощена плитами из известняка сверкающей белизны с каемками из красного камня. Воины проходят вдоль побеленных стен дворца с башнями и бойницами. По ту сторону стен видны знаменитые «висячие сады», украшающие северо-западную часть дворца. На сложенных из кирпича арках, напоминающих уступы гор, насыпан слой плодородной земли и посажены деревья, кустарники и цветы. Издали кажется, что эти сады как бы висят в воздухе. Рабы целыми днями крутят водоподъемные колеса и зачерпывают кожаными ведрами воду из реки для поливки царских садов.

1160-2.jpg

Изображения, сложенные из изразцов. Лев и фантастическое животное. Вавилон. VII—VI вв. до н. э.

Эти сады велел соорудить сам Навуходоносор для любимейшей из своих жен, взятой из гористой страны Мидии, чтобы на плоских равнинах Вавилонии создать хотя бы подобие родных ей лесистых гор. Многие чужеземцы, попадавшие в Вавилон, по ошибке приписывали сооружение «висячих садов» ассирийской царице Шаммурамат, правившей за двести лет до Навуходоносора, под властью которой находился Вавилон. Позднее греки, причислявшие «висячие сады» к семи чудесам света, называли их садами Шаммурамат (в греческом произношении Семирамиды).

Дворец Навуходоносора был построен на обширной кирпичной платформе, высоко подымавшейся над окружающей местностью. Пять дворов следовали один за другим с востока на запад, во дворы выходили двери многочисленных комнат.

Многие отправились на рыночные площади. Там возвратившиеся из похода воины спешили продать свою добычу. Разноцветную одежду отдавали за сикль (8 г) серебра, выносливого верблюда — за 10 сиклей, красивую пленницу—за 5 сиклей. Монет вавилоняне не знали и при покупке отвешивали слитки серебра на весах.

После удачного похода в Вавилоне появились новые толпы рабов. Часть их попала в дома вельмож, жрецов, купцов и ростовщиков и пополнила ряды домашних слуг. Другие были посланы на самые тяжелые работы. Так, например, многие рабыни гнули спины за ткацкими станками или растирали зерно на ручных мельницах.

В Нововавилонском царстве рабы оставались такими же бесправными, как и при Хаммурапи. В купчих, договорах и судебных протоколах, начертанных на глиняных пластинках, спокойным и бесстрастным языком излагаются трагические события из жизни рабов. Так, один вавилонский юноша из зажиточной семьи, по имени Иддиннабу, полюбил рабыню своей матери, красавицу Нанабэлуцри, но, хотя она родила ему ребенка, он не имел права вступить с ней в законный брак. Своего сына он любил, заботливо воспитывал и собирался оставить ему в наследство свое имущество. Для этого по закону Хаммурапи хозяин торжественно должен был заявить, что мальчик, рожденный рабыней, действительно является его сыном.

Однако Нупта, мать Иддиннабу, воспротивилась желанию своего сына и продала несчастную Нанабэлуцри вместе с ребенком (своим внуком) хозяину соседнего постоялого двора. Узнав об этом, Иддиннабу сгоряча подал на свою мать жалобу в суд. Однако собрался семейный совет (мать, дядя и младший брат жалобщика) и на Иддиннабу было оказано сильное давление. Уговоры и угрозы подействовали на него, и он отказался от своего семейного счастья и взял свою жалобу обратно.

Среди свободных вавилонян было много бедняков. Они не имели постоянного заработка, ютились на окраинах столицы в жалких и грязных глинобитных хижинах, питались ячменным хлебом, сушеной рыбой, луком и чесноком.

Завоевания Навуходоносора обогащали рабовладельцев, но не облегчали участь рабов и бедняков.

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru