На запад от города Каира, на самом краю пустыни, где она граничит с плодородной долиной Нила, высятся грандиозные и величественные гробницы фараонов, прославленные пирамиды. Они простояли около 4,5 тыс. лет, и время пощадило их. Самая высокая из них — пирамида фараона Хуфу, которого греки называли Хеопсом.
Жрецы говорили: «Земная жизнь коротка. Дома, в которых мы живем, — это гостиницы. Подлинное жилище человека — гробница, дом вечности, где он будет обитать миллионы лет. Если хочешь быть бессмертным, позаботься о своей гробнице». И Хеопс решил сократить государственные расходы, а большую часть доходов тратить на создание гробницы, которая будет выше и величественнее всех прежних царских гробниц.
Чужеземных рабов не хватало, и к работам стали привлекать земледельцев-египтян. Фараон велел выбирать для работы самых здоровых, сильных и выносливых.
Каждый земледелец должен был отработать на строительстве пирамиды треть года. По словам греческого историка Геродота (жил в V в. до н. э.), в столицу Мемфис согнали около 100 тыс. человек. Кормили их черствыми лепешками, сушеной рыбой, чесноком и редькой. Многие умирали, но на смену им гнали все новых и новых...
Первые десять лет ушли на подготовительные работы. Прокладывали удобный путь к месту стройки, выбранному на западном берегу Нила (около Гизы — предместья современного города Каира), рыли подземные тайники и закладывали фундамент. А в каменоломнях к востоку от Нила скалывали глыбы известняка и перевозили их на западный берег. После этого 20 лет строилась гигантская каменная пирамида. Строительство ее было завершено на 31-м году правления царя.
2 млн. 300 тыс. каменных глыб весом 2,5 т каждая были гладко обтесаны медными орудиями (железных орудий в то время еще не было) и плотно прилажены друг к другу.
Высота пирамиды — 280 локтей (около 147 м), что примерно равняется высоте современного сорокаэтажного дома. Обтесанные плиты были уложены с таким совершенством, что в шов между ними нельзя просунуть иголку. Вход в пирамиду находился на северной стороне.
Узкий коридор вел через большую галерею в погребальную камеру (10Х5Х5м), в которой был установлен царский гроб — саркофаг. Он не сохранился до нашего времени, но предполагают, что он был высечен из камня. Боковой коридор вел в склеп царицы.
Хеопс добился своей цели, несмотря на то что трудовой народ роптал и даже рабовладельческая знать была недовольна чрезмерными тратами, истощавшими страну.
После смерти царя верные слуги выполнили все, что предписывалось старинными обычаями. Они вскрыли труп царя, извлекли мозг и внутренности, продержали тело 70 дней в соленой воде, залили душистой смолой и обернули готовую мумию погребальными пеленами.
Саркофаг с мумией царя положили на огромные салазки, запрягли быков и погнали их на запад, где, по учению жрецов, находился вход в загробный мир.
Общий вид великих пирамид в Гизе (недалеко от Каира). На заднем плане — пирамида Хуфу, в середине — Хафра, на переднем плане — Менкаура и меньших размеров гробницы вельмож.
Плакальщики и плакальщицы оглашали воздух дикими воплями. Жрецы закололи в жертву душе умершего быков и гусей. Царскую мумию поместили внутри пирамиды и вход в гробницу замуровали. Во время одного из восстаний, подробности которого нам неизвестны, мумия была выброшена из склепа и бесследно исчезла.
От повелителя, построившего себе величайшую пирамиду, которую в древности причисляли к «семи чудесам света», не осталось и следа, но грандиозное здание, созданное египетским народом с таким трудом и страданиями, стоит уже пятое тысячелетие и мало изменилось от времени. Только потрескавшаяся наружная облицовка была обломана и расхищена на новые постройки, а верхушка начала разрушаться, так что пирамида понизилась на 9 м. Рядом с пирамидой Хуфу высятся пирамиды меньших размеров — его преемников Хафра и Менкаура, а к югу от них несколько десятков других.
Фреска из гробницы царицы Нефертари. Слева — богиня Хатор, владычица Фив. Справа — солнечный бог Ра — Атум с головою сокола. XIV—XIII вв. до н. э.
В 1953 г. два египетских археолога откопали среди песков невдалеке от пирамиды Хеопса тайник на глубине 17 м, перекрытый каменными блоками. Внутри оказалась огромная деревянная ладья фараона, 35 м длиной, с двумя рядами весел. Египетские жрецы изготовили эту ладью, чтобы душа — двойник — царственного покойника могла поплыть в ней после смерти по небесным волнам в далекое «царство мертвых».
На следующий год другой египетский археолог раскопал занесенную толстым слоем песка пирамиду фараона Хесемхета, жившего за сто лет до Хеопса.
Пирамида, к счастью, была нетронутой. Ни один грабитель в нее не проник. Во внутренней камере находился алебастровый гроб, очень хорошо сохранившийся, но, к разочарованию ученого, он оказался пустым.
У древних египтян существовал обычай строить ложные гробницы (кенотафы). Предполагают, что пустой гроб был запасным, на случай, если душа умершего захочет покинуть постоянную гробницу и переселиться в другую.
Фреска из гробницы. В верхней и средней части — изготовление жертвенных сосудов. В нижней части — приношение жертвенных даров: ожерелий и чаши. XV— XIV вв. до н. э.
Почему египетские властители тратили столько сил и средств на создание своих гробниц? Египтяне верили, что возможно воскрешение мертвых. Они считали, что душа умершего, до тех пор пока сохраняется его тело, может в него вернуться. Сначала в мумии превращали только тела царей, а впоследствии и всех знатных рабовладельцев. Вокруг пирамиды фараона располагались гробницы вельмож и чиновников. Бедняков же просто завертывали в циновку и зарывали.
В египетских мифах подробно рассказывалось о смерти и воскресении доброго бога Осириса (см. ст. «Умирающие и воскресающие боги»). Египтяне верили, что оживший Осирис оставил царствовать на земле своего сына Гора, а сам отправился в далекие «поля Ялу» (египетский рай).
Каждый фараон считал, что после смерти и погребения его Ка (по-египетски, душа, точнее, двойник человека) сольется с богом Осирисом в одно целое и будет царить в загробном мире. По представлению египтян душа — двойник человека — после его смерти может посещать гробницу и пользоваться всем, что там оставлено.
Но египетские жрецы утверждали, что вечную жизнь и загробное блаженство могут заслужить и подданные фараона, если они вдобавок к надлежащему погребению вели благочестивый и добродетельный образ жизни.
Если покойника похоронить по всем правилам (а для этого нужны были большие средства); то его душа не погибнет и, пройдя длинный путь, доберется до Чертогов Осириса. Там стоят священные весы, и на них будут взвешиваться добрые и злые дела умершего. Впрочем, Осириса легко было обмануть. Для этого нужно было иметь Книгу мертвых, которую клали в гроб богатых и высокопоставленных египтян.
В 125-й главе этой книги приведен список преступлений, которых умерший не совершал. Если душа его бодрым и уверенным голосом ответит Осирису: «Я не убивал, я не грабил, я не отнимал молока от уст младенцев» и т. д., то он будет оправдан. Таким образом, Книга мертвых должна была помочь богатому человеку получить место в раю. Для бедняков, у которых не было средств на мумификацию и покупку Книги мертвых, не оставалось надежд на загробное благополучие.
Древнейшее народное восстание
Много веков тому назад в Египте произошло грандиозное восстание трудового люда — первое в мировой истории, о котором дошли до нас сведения. Оно было описано египетским вельможей по имени Ипусер. Сообщает о нем также другой египетский писатель — Неферти.
Мы узнаем, что разоренные земледельцы поднялись с оружием в руках против фараона, вельмож и богачей. Рабы отказались повиноваться своим господам, заставлявшим их работать под ударами палок и бичей.
Вся страна на короткое время преобразилась. Зерно из царских амбаров было поделено между всеми. Бедняк, который прежде обрабатывал свой участок вручную, захватил быков и стал запрягать их в плуг. Рядовые земледельцы и даже рабы сбросили жалкие лохмотья и стали ходить в одеждах из тончайшего полотна. Рабыни украсили свои шеи ожерельями из дорогих бус. Голодные и оборванные девушки научились пользоваться прекрасными медными зеркалами.
Когда же произошло это древнейшее из известных историкам восстание народных масс? Найденные документы не дают даты, не называют имени фараона, сброшенного с трона, и имен вождей восстания. Однако упоминается, что в разгар вооруженной борьбы извне вторглись в Египет азиатские племена, а мы знаем точно, что за 1700 лет до н. э. страна действительно была покорена гиксосами — кочевыми племенами, пришедщими из Передней Азии. Выдающийся советский ученый академик В. В. Струве на основании этого факта и ряда других соображений пришел к выводу, что грандиозное восстание египетских рабов и бедняков произошло приблизительно в середине XVIII в. до н. э. (около 1750 до н. э.). Это восстание потрясло основы рабовладельческого общества в Египте.
Однако восставшие бедняки и рабы не в состоянии были разумно воспользоваться своей победой. Они делили между собой богатства угнетателей, но не думали о том, чтобы уничтожить рабство и построить новую жизнь без насилия и эксплуатации. Вскоре была восстановлена власть фараона и знати, и все пошло по-прежнему.
2i.SU ©® 2015