Кормилица царевича Дмитрия. Она была с царевичем в день его смерти и на следствии Клушнина и Шуйского показала, что Дмитрий покололся ножом и умер на ее руках. После отъезда следственной комиссии по государеву указу она вместе с мужем была в оковах вытребована в Москву. Дальнейшая судьба их неизвестна.
Запорожский казак, он оставил войско и, готовясь к принятию иноческого чина, был послушником в монастыре, когда насилия барских конфедератов над православными в правобережной Малороссии вызвали у ее населения сильное волнение. Железняк стал во главе гайдамацкого отряда из нескольких сот человек, назвавшись запорожским полковником, сзывая к себе народ и распуская слухи об имеющейся у него грамоте Екатерины II, повелевающей истреблять поляков и евреев в Малороссии. Толпы народа сошлись на этот призыв, и Железняк, постепенно увеличивая свои силы, вышел из Мотронинского леса (апрель 1768 г.) и прошел до Умани, везде истребляя тех и других. Особенно кровавая резня произошла в Лисянке и Умани, куда, как в места укрепленные, стекалось при слухах о восстании большое число панов. Перед последним городом Железняка встретила надворная казацкая команда владельца Умани, Потоцкого, под предводительством сотника Гонты, который, однако, вскоре передался Железняку. После взятия Умани (по словам некоторыхпольских мемуаристов, здесь погибло до 20000 человек) Железняк провозгласил восстановление гетманщины и сам назвался гетманом. Присланный Кречетниковым полковник Гурьев хитростью захватил Железняка и Гонту. Как русский подданный, Железняк не был выдан полякам, подобно Гонте, а остался в руках русских властей. Гонту жестоко замучили поляки, а Железняк 8 июля 1768 г. был вместе с 73 товарищами заключен в Киево-Печерскую крепость, а в конце месяца состоялось распоряжение о предании его суду. Приговорен он к ссылке в Сибирь: 1 ноября 1768 г. Железняк с товарищами был уже на пути к Белгороду. В окрестностях Ахтырки он с 51 товарищем бежал, обезоружив предварительно караул. В народной памяти Железняк живет как герой борьбы с поляками за народность и веру; в песнях и преданиях его образ является в идеализированном виде.
Один из основателей и главных деятелей партии "Народная Воля". Происходя из крестьян и проведя детские годы еще будучи крепостным, Желябов учился в керченской гимназии, затем поступил в Новороссийский университет, но за участие в демонстрации против профессора Богишича был исключен. Примкнул к народническому движению, был арестован и привлечен к процессу 193-х, но по суду оправдан. Среди народников того времени рано стал настаивать на необходимости борьбы за политическую свободу. Когда общество "Земля и Воля распалось на "Черный Передел" и "Народную Волю", главой последней и сделался Желябов, принимая активное участие в организации кружков среди рабочих, учащейся молодежи и офицеров, а также в целом ряде террористических актов, в том числе и в цареубийстве 1 марта 1881 г. Осужденный по этому делу, он с Перовской, Кибальчичем, Т. Михайловым был казнен 3 апреля 1881 г.
Дед его, выходец из Польши, был в Москве дьяком, а отец умер московским воеводой. Желябужский начал службу при Алексее Михайловиче в чине дворянина; в 1664 г. был произведен в ясель-ничие, а в 1674 г. – в стольники. При Федоре Алексеевиче Желябужский получил чин думного дворянина и, наконец, при Петре I в 1684 г. – чин окольничего. За время своей продолжительной службы Желябужский исполнял разнообразные поручения правительства. В 60-х гг. XVIII в. был курмышским воеводой, в 1666 г. заведовал Конюшенным приказом, в 1684 г. состоял черниговским воеводой и в том же году участвовал в комиссии для составления родословной книги.
Но более видная роль Желябужского принадлежит в истории московской дипломатии. Еще в 1658 г. Желябужский отправлен был гонцом в Польшу для переговоров о месте посольского съезда; в 1661 г. назначается приставом при приеме цесарских послов. Когда со вступлением на английский престол Карла II в Москве захотели возобновить сношения с Англией, туда вместе с князем П. Прозоровским отправлен был и Желябужский, причем ему именно поручено было устроить в Англии заем. В 1667 г. он ездил послом в Вену. После коронации Петра отправлен был приводить к присяге запорожское войско.
Желябужский был, по-видимому, упрямым и заносчивым человеком и благодаря этим свойствам давал повод жаловаться на него тем лицам, которым приходилось иметь дело с ним как с дипломатом; но в Москве ценили его стойкость и находчивость. Желябужский известен также своими "Записками", которые объединяют время от 1682 г. по 1709 г. В них встречаются интересные подробности, рисующие быт и нравы того времени, а также, в некоторых отношениях, личность Петра Великого. Особенно охотно Желябужский останавливается на случаях разных преступлений и судебных дел, тщательно отмечая всякий раз способы наказаний, примененных в том или другом случае.
Лирический поэт, сатирик и юморист. Окончил курс в училище правоведения; служил в Сенате, участвовал в сенаторских ревизиях Орловской и Калужской губерний и таганрогского градоначальства; позже был помощником статс-секретаря Государственного совета. В 1858 г. вышел в отставку. Преобладающий элемент в поэзии Жемчужникова – искреннее, глубоко прочувствованное негодование на общественную ложь; Жемчужников представлял крайне редкий пример истинного патриота, болезненно чувствовавшего действительное зло своей родины и желавшего ей настоящего добра. Ходячая ложь, подменяющая патриотизм грубым национальным самомнением и шовинизмом, беспощадно обличается в сатирах Жемчужникова. В его поэзии много и чистого лиризма. Из основных мотивов лирики особенно сильно у него чувство природы. Много стихотворений внушила Жемчужникову в последние годы его жизни мысль о смерти; она ему не страшна, хотя он и любит жизнь: "О, если б был я удостоен с грядущей смертью тихой встречи и таял, светел и спокоен, как пред иконой тают свечи!.."
В 1900 г. Жемчужников был избран почетным академиком.
Вместе с графом А. К. Толстым и своим братом В. М. Жемчужниковым он был "непременным членом" при создании Козьмы Пруткова.
Московский актер-комик, сын итальянца Джованни делла Момма, приехавшего в Россию вместе со знаменитым зодчим Растрелли, и балетной актрисы Императорского театра в Москве. Учился в Московском театральном училище. Дебютировал в 1824 г. на сцене Малого театра. Сначала выступал в операх "Аскольдова могила", "Цампа" и др., но затем выдвинулся как талантливый комикбуфф. Популярность его была громадна. Белинский отзывался восторженно о его игре. Лучшие его роли – в водевилях: "Лев Гурыч Синичкин", "Стряпчий под столом". Он был первым актером, игравшим Добчинского в "Ревизоре", Кочкарева в "Женитьбе" Гоголя. Оставался на сцене 50 лет и в последний раз играл за неделю до смерти.
Знаменитый поэт. Родился в селе Мишенском, в трех верстах от города Белева Тульской губернии. Отцом его был помещик Афанасий Иванович Бунин, матерью – пленная турчанка. От восприемника своего, бедного дворянина Андрея Григорьевича Жуковского, друга Буниных, новорожденный получил свое отчество и фамилию. Как раз перед его рождением в семье Бунина из одиннадцати детей . в короткое время умерло шестеро, и в том числе единственный сын, студент Лейпцигского университета. Жена Бунина, Мария Григорьевна, в память об умершем сыне решила взять в свою семью новорожденного ребенка и воспитать его как родного сына. Когда ему было 11 лет, его исключили из Тульского народного училища "за неспособность". После этого он жил в Туле, в семье своей крестной матери Юшковой, одной из дочерей Бунина. 14 лет Жуковский поступил в Московский благородный университетский пансион и учился в нем четыре года. Обширных познаний пансион не давал, но ученики под руководством преподавателей нередко собирались читать свои литературные опыты. Лучшие из этих опытов немедленно печатались в периодических изданиях. На втором году пребывания Жуковского в пансионе среди товарищей его, в числе которых были Блудов, Дашков, Уваров, Александр и Андрей Тургеневы, возникло даже особое литературное общество с официально утвержденным уставом. Первым председателем его был Жуковский.
По окончании курса в пансионе Жуковский начал было служить, но вскоре бросил службу и поселился на житье в Мишенском с целью продолжать свое образование. Уезжая из Москвы, он захватил с собой целую библиотеку: большую французскую энциклопедию, множество французских, немецких и английских исторических сочинений, переводы греческих и латинских классиков, полные издания Шиллера, Гердера, Лессинга и др. Повесть "Вадим Новгородский", написанная и напечатанная в 1803 г., показывает, что около этого времени он занимается изучением древнерусской истории. За все время своей деревенской жизни (1802 – 1808) он печатает очень мало. В 1802 г. в "Вестнике Европы" было помещено им "Сельское кладбище" – перевод или скорее переделка из Грея. Стихотворение обратило на себя всеобщее внимание. Простота его была откровением в эпоху еще не поколебленного высокопарного псевдоклассицизма. Около того же времени Жуковский в подражание "Бедной Лизе" пишет повесть "Марьина Роща". В 1806 г. он отозвался на патриотическое настроение общества "Песнью барда над гробом славян-победителей". В 1808 г. опубликована его "Людмила", переделка "Леноры" Бюргера. С этой балладой в русскую литературу входило новое, совершенно особое течение – романтизм.
Редактирование журнала "Вестник Европы", заставившее его переехать в Москву, продолжалось два года (1809 – 1810). Сначала он редактировал его единолично, потом вместе с профессором Каченовским, к которому журнал и перешел окончательно.
В 1812 г. Жуковский решился просить у Е. А. Протасовой руки старшей дочери, но получил решительный отказ, мотивированный родственными отношениями. Вскоре после того Жуковский уехал в Москву и поступил в ополчение. В лагере под Тарутином он написал "Певца во стане русских воинов", сразу доставившего ему несравненно большую известность, чем вся предшествовавшая его поэтическая деятельность. В тысячах списков стихи разошлись в армии и в России. К 1812 г. относится и баллада "Светлана". В конце 1812 г. Жуковский заболел тифом и в январе 1813 г. вышел в отставку. По возвращении в деревню он еще раз пытался смягчить сердце Е. А. Протасовой, но напрасно. Между тем Мария Протасова, по-видимому, разделяла чувства Жуковского. Суровые отказы матери сильно на нее действовали и отражались на ее здоровье, и без того довольно слабом. Еще больше, как видно из его дневника, страдал Жуковский. Скоро, однако, его любовь начинает принимать характер какого-то мистического поклонения. Со временем любовь его становится все более и более платонической. "Разве мы с Машей, – пишет он в 1814 г., – не на одной земле?. . Разве не можем друг для друга жить и иметь всегда в виду друг друга? Один дом – один свет, одна кровля – одно небо. Не все ли равно?.."
"Послание императору Александру", написанное Жуковским в 1814 г., навсегда решило его судьбу. Императрица Мария Федоровна выразила желание, чтобы поэт приехал в Петербург. Перед своим отъездом Жуковский, по-видимому, вполне уже примирившийся с своей судьбой (незадолго до того он еще раз говорил с Протасовой, и так же неуспешно), писал своему "другу Маше": "Я никогда не забуду, что всем тем счастьем, какое имею в жизни, обязан тебе, что ты давала лучшие намерения, что все лучшее во мне было соединено с привязанностью к тебе, – что, наконец, тебе же я обязан самым прекрасным движением сердца, – которое решилось на пожертвование тобой...В мыслях и чувствах постараюсь быть тебя достойным! Все в жизни – к прекрасному средство!.." В 1817 г. Мария Протасова вышла за профессора Майера. Мечты любви – грустной, меланхолической – и позже продолжают звучать в поэзии Жуковского.
1817 – 1841 гг. охватывают собой период придворной жизни Жуковского, сначала в качестве воспитателя наследника престола, Александра Николаевича. К этому периоду относятся нередкие поездки Жуковского за границу, отчасти вследствие его служебных обязанностей, отчасти для лечения. Поэтические произведения его появляются теперь как бы случайно. Так, отправившись осенью 1820 г. в Германию и Швейцарию, Жуковский в Берлине принимается за перевод "Орлеанской Девы" Шиллера, который и оканчивает к концу 1821 г.; под живым впечатлением осмотра Шильон-ского замка он переводит "Шильонского узника" Байрона.
Тяжелые утраты, понесенные поэтом в 1828 – 1829 гг., – смерть императрицы Марии Федоровны и близкого друга, А. А. Воейковой – вызывают перевод баллад Шиллера: "Поликратов перстень" и "Жалоба Цереры". Под влиянием Пушкина Жуковский пишет "Спящую царевну", "Войну мышей и лягушек" и "Сказку о царе Берендее" (1831).
В 1837 г. Жуковский объездил с наследником цесаревичем Европейскую Россию и часть Сибири; 1838 – 1839 гг. Жуковский проводит с ним в путешествии по Западной Европе. В Риме он особенно сближается с Гоголем; обстоятельство это не осталось, по-видимому, без влияния на развитие мистического настроения в последнем периоде жизни Жуковского. 21 апреля 1841 г. в Дюссельдорфе состоялось бракосочетание 58-летнего поэта с 18-летней дочерью его давнишнего приятеля, живописца Рейтерна. Последние 12 лет жизни Жуковский провел в Германии, в кругу своих новых родных – сначала в Дюссельдорфе, позднее во Франк-фурте-на-Майне, чуть не ежегодно собираясь побывать в России, но по болезненному состоянию своей жены так и не успел осуществить этого желания. К первому году брачной жизни Жуковского относятся сказки: "Об Иване-царевиче и сером волке", "Кот в сапогах" и "Тюльпанное дерево". В начале 1842 г. он оканчивает перевод поэмы "Нал и Дамаянти" и приступает к переводу "Одиссеи". В печати первый том "Одиссеи" вышел в 1848 г., второй – в 1849 г. Почти одновременно был окончен Жуковским и другой обширный труд – перевод "Рустема и Зораба" (1848). Уже давно начата была им поэма, к созданию которой он подготовлял себя продолжительным и усердным чтением. Она называлась "Странствующий Жид". Окончить поэму почти совершенно ослепшему поэту не пришлось. Он умер в Баден-Бадене 7 апреля 1852 г., оставив жену, сына и дочь. Тело его было перевезено в Петербург и с большими почестями предано земле на кладбище Александро-Невской лавры, подле Карамзина.
2i.SU ©® 2015