Органические вещества для врачевания начали применять еще на ранних ступенях развития человеческого общества. Уже в древнем Египте были известны многие лекарственные растения: клещевина, горчица, морской лук и др. Древние греки и римляне не только хорошо знали лечебное действие многих растений, но и умели готовить из них экстракты, настойки, пилюли и прочие лекарственные средства. Многие лекарственные средства растительного происхождения стали известны европейцам после Великих географических открытий XVI—XVII вв. Из Америки, например, были привезены кора хинного дерева, ипекакуана, гидрастис. Издревле много лекарственных растений знали народы Средней Азии. Знания их были собраны в «Медицинском Каноне врачебной науки» знаменитого среднеазиатского ученого XI в. Ибн-Сины, или Авиценны.
С развитием научной химии все в большем количестве вместо целых растений или растительных экстрактов стали применять лекарственные вещества, выделенные из растений в более или менее чистом виде. Позже начали применять синтетические лекарственные вещества. Это произошло одновременно с развитием химии красящих веществ. Немецкий врач и исследователь П. Эрлих исходил из опыта окрашивания микробов под микроскопом. Он считал, что с микробами можно бороться ядовитыми для них красками. Действительно, метиленовый синий краситель оказался пригодным для лечения малярии. Особого успеха ученый добился, использовав красители, молекулы которых содержали мышьяк. Потом оказалось, что лекарства могут быть найдены и среди бесцветных веществ. Чтобы найти нужное органическое вещество, Эрлих испытывал большое количество веществ, каждое из которых отличалось от предыдущего лишь небольшим изменением в строении молекулы. Если изменение в строении ухудшало лечебное действие, Эрлих от него отказывался; если улучшало, он сохранял это изменение в следующих веществах, и т. д. Такие исследования требовали много времени и сил: необходимо было синтезировать очень большое количество веществ, а затем испытать их лечебное действие. В конце концов они приводили к цели. Это эмпирический метод. Он сохранил свое значение и в наши дни.
Однако более рационален другой путь, который основывается на глубоком изучении способа действия лекарственного вещества. Нужно знать, как оно распределяется в организме, на какие органы действует, в какие химические реакции вступает. Средства против инфекционных болезней должны быть ядовиты для микробов — возбудителей болезни, но неопасны для человека; средства против неинфекционных болезней должны действовать на одни органы человека и не затрагивать другие. Знание механизма действия, особенно его химической стороны, позволяет находить избирательно действующие вещества и, значит, более сознательно синтезировать новые средства лечения заболеваний.
Много новых лекарственных веществ синтезировали химики за последнее время. Появились новые средства лечения инфекционных болезней и даже таких опасных, как туберкулез или малярия, пневмония или менингит; средства, регулирующие кровяное давление, стимулирующие деятельность сердца, обезболивающие, снотворные; созданы препараты для лечения психических заболеваний, а в последнее время появились первые надежды найти химические средства лечения рака. И здесь, как и в химии красящих веществ, трудится целая армия химиков, физиологов, бактериологов, фармакологов, врачей. Синтезируют тысячи и десятки тысяч веществ. Одних только сульфамидных препаратов было синтезировано свыше 6000, чтобы в конечном счете остановиться на десятке из них для внедрения в медицину.
2i.SU ©® 2015