Химия

Беседа о самом необыкновенном в мире веществе

А если вещество бесцветно?

Хроматография — этот удивительный по простоте способ разделения сложных смесей — и в наши дни нередко применяется химиками почти в том же виде, в каком ее создал автор. Сотни различных твердых веществ изучили химики, выбирая наиболее подходящие сорбенты. Еще больше было исследовано различных растворителей. Очень часто решить самые трудные проблемы помогало применение простых и обычных материалов. Создавать новые сорбенты помогает развивающаяся полимерная химия. Синтезированные пористые полимеры позволяют разделять как газы, так и высококипящие вещества на одной и той же колонке.

Не следует думать, что хроматография помогает изучать только окрашенные вещества. Разработаны многочисленные способы, с помощью которых обнаруживают на хроматограмме и бесцветные зоны. Для этого, например, применяют ультрафиолетовые лучи, под действием которых очень многие вещества флюоресцируют и невидимые зоны на хроматограмме начинают светиться. Можно бесцветные зоны «проявить», обработав сорбент реактивом, который образует с изучаемым веществом окрашенное соединение. Почти любое физическое свойство вещества может быть использовано для обнаружения его на выходе из хроматографической колонны.