Химия

Беседа о самом необыкновенном в мире веществе

Удивительная судьба одного простого открытия
(хроматография)

В 1903 г. русский ученый профессор Михаил Семенович Цвет, работавший в ту пору лаборантом, сделал открытие, которое осталось тогда почти незамеченным и вскоре надолго было забыто. А судьба этого открытия оказалась поистине удивительной. Хроматография (так назвал свое открытие профессор Цвет) стала в наши дни незаменимым методом разделения и анализа во многих отраслях науки и техники. Без нее были бы немыслимы достижения биохимии, сумевшей разобраться в невообразимой сложности строения и состава белковых соединений. Без хроматографии нельзя было бы успешно синтезировать многие трансурановые элементы периодической системы Менделеева. Методами хроматографии удается разделять и очищать лекарственные вещества, антибиотики, витамины, алкалоиды, гормоны. Хроматография широко применяется при поисках нефтяных месторождений. Без нее не может обойтись химик-органик, изучающий строение и состав сложнейших органических соединений. Другими методами немыслимо определить состав и природу изомеров. При помощи хроматографии удается детально изучить некоторые химические свойства многих редкоземельных элементов.

Не следует думать, что хроматографические явления используются только учеными в лабораториях или инженерами на заводах. Хроматографические явления составляют основу многих гигантских геохимических процессов, например образования почвы и многих рудных месторождений.