Химия

Введение

Космические сверхъядра

Первые указания о существовании сверхэлементов были получены в экспериментах, посвященных изучению ядерных частиц, падающих на Землю из космоса. Процессы, подобные синтезу элементов Солнечной системы, непрерывно протекают в далеких звездных мирах. Поэтому не исключено, что в потоках космических частиц могут быть и тяжелые ядра.

Дно океана равномерно усеяно конкрециями. Быть может, именно в них и содержатся следы сверхэлементов.

Чтобы подтвердить это предположение опытным путем, английский ученый П. Фаулер (внук Э. Ре-зерфорда) предложил облучать космическими лучами большие поверхности, покрытые фотоэмульсией, которая способна регистрировать атомные ядра. Ядра эти летят со скоростью, близкой к скорости света. Заряд космического атомного ядра можно определить, если ядерная частица не затормозилась в плотных слоях атмосферы. Поэтому гигантские фотопластинки площадью около 10 м2 с помощью стратостата, наполненного гелием, приходилось поднимать на высоту 40 км. Объем стратостата достигал 600 000 м3. Чем больше заряд ядра — атомный номер элемента, тем шире оставленный им в фотоэмульсии след. Довольно часто сотрудники Фаулера обнаруживали сравнительно тонкие следы. Это были треки 26-го элемента — железа. Иногда встречались и «жирные» следы-треки. Их изучение приводило к выводу — это следы ядер элементов с номерами 80—90. И совсем в редких случаях встречались очень широкие треки, которые, как оказалось, могли принадлежать атомным ядрам элемента с порядковым номером около 110! Такие сверхъядра могли родиться в области нейтронных звезд или при взрыве Сверхновых звезд.

Но важно другое. На путь от далеких звездных миров до Земли эти ядра должны были затратить миллионы лет, и если бы их период полураспада оказался мал по сравнению с этим временем, то они бы распались, не достигнув нашей планеты.

Поэтому из факта обнаружения в космических лучах сверхъядер можно было бы заключить: существуют сверхъядра с временем жизни около нескольких сотен тысяч лет, потому что в этом случае примерно тысячная доля таких ядер не успела бы распасться и дошла до Земли.