Новости науки 30.06.02. Иммунную систему можно восстановить.

Австралийские ученые, используя стволовые клетки, вырастили тимус (вилочковую железу) у мышей с дефектом иммунной системы. Такая же техника, по их мнению, может быть использована для восстановления иммунной системы у пациентов с ВИЧ-СПИД или раком. Исследователи уверены, что в ближайшие 3-5 лет эта методика будет усовершенствована и сможет применяться для лечения людей.

Рис. 1. Анатомия тимуса (Thymus) у плода.

Jason Gill и его коллега Richard Boyd из Monash University Medical School Мельбурн) опубликовали свои данные в Nature Immunology. Они заявляют, что им удалось открыть небольшую популяцию клеток, способных формировать функционально полноценный тимус.

В ходе экспериментов ученые вырастили тимус у нескольких мышей. Уверенность в том, что подобный подход будет успешным и у людей, ученые аргументируют сходством иммунных систем мыши и человека.

Тимус представляет собой малый лимфоидный орган, расположенный в области шеи и являющийся одним из главных органов в производстве клеток, необходимых для нормального функционирования иммунной системы. К таким клеткам относятся, в частности, Т-лимфоциты, принимающие непосредственное участие в борьбе с инфекциями.

Рис. 2. Гистологическая структура тимуса

Способность тимуса производить Т-клетки драматически уменьшается с возрастом (возрастная инволюция), под воздействием вирусных инфекций и химиотерапии, а также она может быть нарушена в результате генетических дефектов.

У пациентов с ВИЧ-СПИД смертельный вирус разрушает иммунную систему, уничтожая большое количество Т-лимфоцитов, поэтому, любая инфекция может угрожать их жизни. Аналогичное воздействие на организм могут оказывать химиотерапия и лучевая терапия. Все эти факты указывают на актуальность поиска способов по восстановлению функций иммунной системы.

Gill и Boyd обнаружили, что эпителиальные стволовые клетки, введенные мышам, притягивали к себе кроветворные стволовые клетки и направляли их развитие по пути дифференцировки в Т-лимфоциты.

Тимус размером с горошину удавалось вырастить путем простой инъекции эпителиальных стволовых клеток под кожу мышей.

Такой метод восстановления иммунной системы действительно представляет интерес, так как до сих пор все попытки трансплантации тимуса были безуспешными по причине отторжения трансплантата.