Новости науки 27.01.01 На раннюю эволюцию человека повлияли изменения климата

Исследователи глубоководных отложений у побережья Намибии в Западной Африке, нашли доказательства, что 3.2 млн. лет назад произошло глобальное охлаждение на 10 градусов Цельсия - это в пять раза больше, чем думали раньше. Открытие прибавляет вес к теории о том, что изменение климата сильно повлияло на эволюцию ранних человекообразных.

Доктор Джереми Марлоу из Университета Ньюкасла, руководитель группы английских, американских и немецких ученых, сказал: "Уже давно велись споры о том, было ли появление наших первых предков связано с изменением климата. Изучая молекулярные окаменелости микроскопических морских водорослей, мы обнаружили указания на снижение температуры на 10 градусов в Африке, где были найдены многие из окаменелостей раннего человека. Мы сначала не верили этому, но дальнейшие проверки продолжали давать одинаковые результаты, и мы пришли выводу, что температура действительно уменьшилась столь сильно."

Охлаждение шло особенно быстро приблизительно 2 млн. лет назад, когда в субтропической южной Африке появились первые предки современных людей.

Исследование также проливает новый свет на механизмы, которые могут вызывать изменения климата. По скорости осаждения (седиментации) осадков и уровню органического углерода в отложениях, исследователи получили доказательство четкого цикла, в котором охлаждающаяся атмосфера увеличивает всплытие богатых питательными веществами глубоких вод в некоторых областях океана, что ведет к усиленному био-поглощению углекислого газа из атмосферы, которая из-за этого охлаждается еще сильнее, что еще больше усиливает циркуляцию и поглощение углекислого газа.

Этот механизм работал сотни тысяч, или даже миллионы лет, прежде чем повлиять на климат. Но доктор Марлоу сказал, что в обратную сторону процесс может идти гораздо быстрее при сжигании ископаемого углерода.

(Ссылка: Upwelling Intensification As Part of the Pliocene-Pleistocene Climate Transition, Science v.290: p.2288-2291.)