Новости науки 25.02.01 Российская наука в Архиве е-принтов "xxx": количественные показатели.

Архив е-принтов - это по сути общий нерецензируемый интернетовский журнал по всем отраслям физики и математики (российское зеркало xxx.itep.ru). Обычно туда направляют статьи параллельно с их отправкой в традиционные журналы. В Архиве появляются тысячи статей в месяц, и он стал основным каналом получения новой научной информации для десятков (если не сотен) тысяч ученых всего мира.

Команда Scientific.ru провела скан Архива за 2000 г., выделяя всех российских авторов. Результат: количество российских авторов за 2000 г. составляет 5.0% от авторов всех стран. Много это или мало? Как распределен этот вклад по областям науки и институтам?

Сразу же надо оговориться, что данные нельзя считать представительными, поскольку Архив е-принтов в разной степени вошел в обиход ученых разных стран и разных областей науки. Наверняка Российская наука меньше сжилась с Интернетом, чем западная, и ее доля в традиционных журнальных публикациях существенно выше, чем 5%. Кроме того, следует напомнить, что доля российских граждан составляет менее 2.5% от населения Земли. Цифра 5%, конечно не соответствует былым амбициям СССР (для всего СНГ доля 5.8%), но в нынешней ситуации она скорее оптимистична и свидетельствует о том, что расхожие заявления о близкой смерти российской науки сильно преувеличены.

В раскладке по областям (Архив е-принтов включает только физ-мат науки) бросается в глаза то, что российская астрофизика неожиданно сильно отстала от бума, который переживает западная астрофизика - всего 3% по авторам. Зато неплохо представлена теоретическая физика (7 - 8%). Математика сильнее всего пострадала от научной эмиграции (более половины).

В раскладке по российским институтам безусловно доминирует Объединенный институт ядерных исследований (Дубна), 310 авторов. Далее идет Институт теоретической и экспериментальной физики (Москва), 211 авторов, затем МГУ, взятый без двух крупных институтов, входящих в его структуру (НИИЯФ МГУ и ГАИШ) - с этими институтами МГУ переходит на второе место. Вообще, в целом лидируют институты, профилем которых является физика высоких энергий и ядерная физика - 7 из первой десятки, причем публикуют они работы по всем отраслям.

Рекордсменом по числу авторов в нормировке на общую численность сотрудников наверняка является маленький Институт теорфизики им. Ландау (73, 11-е место).

Еще раз подчеркнем, что эти данные не представительны в том плане, что в разных областях и научных сообществах Архивом пользуются в разной степени. Где-то про него даже не слышали. Но все-таки эти данные говорят о многом, прежде всего об активности, интегрированности в мировую науку разных организаций, а также о тривиальной обеспеченности компьютерами и связью.

Более подробная информация (включая поименные списки авторов) и комментарии - здесь.

Б. Штерн