Новости науки 27.03.2001 Рентгеновские лучи от черных дыр в молодой Вселенной.

Обсерватория Чандра произвела самый глубокий обзор рентгеновского неба (т.е. получила изображения самых слабых рентгеновских источников). Среди слабейших из них обнаружено множество сверхмассивных черных дыр.

Один из руководителей программы - Р. Джиаккони (Riccardo Giacconi, Johns Hopkins University) заявил: "Чандра показал, что гигантские черные дыры были гораздо более активны в прошлом, чем сейчас." В области глубокого обзора с экспозицией в миллион секунд (накопленной в разные дни в течение года) обнаружено также относительно слабое рентгеновское свечение галактик, групп, и скоплений галактик. Впервые удалось увидеть рентгеновские лучи, рожденные в галактиках в эпоху, когда они были на несколько миллиардов лет моложе. Эти данные помогут лучше понять звездообразование, а также эволюцию черных дыр звездных масс (не только сверхмассивных). Например, сочетание рентгеновских наблюдений с инфракрасными показало, что вокруг молодых черных дыр часто встречаются газо-пылевые оболочки.

"Chandra Deep Field South" - поле глубокого обзора в южном полушарии. Экспозиция 1 млн. секунд. Большинство объектов на снимке - это активные галактики и квазары с черными дырами в их центрах. Photo: NASA/JHU/AUI/R.Giacconi et al.

Слева - поле глубокого обзора телескопа Хаббл в видимом свете, справа - поле глубокого обзора обсерватории Чандра в рентгене. Photo: NASA/PSU/G.Garmire, N.Brandt, et al.

Еще одно открытие, сделанное в ходе глубокого обзора, - это обнаружение рентгеновского излучения очень далекого квазара, погруженного в газ и пыль. Расстояние до него около 12 млрд. св. лет. Существование таких объектов (энергия которых питается, скорее всего, массивными черными дырами), показывает, что сверхмассивные черные дыры образуются в центрах галактики уже в ту эпоху, когда сами галакитики еще только формируются из плотных газо-пылевых облаков.