"Форум космического искусства Великобритании" прошел 15 сентября в Картинной галерее Ференс. Это уже третья ежегодная встреча художников и ученых, ориентированных на художественное преобразование космоса. На предыдущих форумах выступала со своими идеями Корнелия Паркер, предлагающая отправить в космос искусственный метеорит, а так же Драган Живадинов и Марко Пельян, которые рассказывали о работе по организации театрального представления в условиях невесомости.
В ежегодных форумах принимают участие: Национальный центр космических исследований и Совета искусств Англии, Авиакосмическое подразделение компании Даймлер-Бенц, Ассоциация независимых астронавтов, и другие организации. В этом году на форуме в качестве специального гостя присутствовал Ричард Криеч из Австрии, который организовал в 1990 г. нечто вроде театрализованного представления, в котором участвовали роботы, управлявшиеся космонавтами со станции <Мир>. На этот раз обсуждали вопросы, касающиеся особенностей исследования космоса пилотируемыми и автоматическими космическими аппаратами.
Информация о форуме доступна
Художники, как известно, всегда внимательнее других присматривались к небесам, чаще задумывались о высоком, и глубже восхищались прекрасными красками радуги. Теперь они вдохновляются доселе невиданными возможностями, которые открывает перед ними космическая техника. Как ни велико небо, однако человеческая фантазия уже представляет его в качестве гигантского художественного холста, и как ни дороги ракеты и спутники, но к ним уже примеряются, чтобы использовать их в качестве раскрашивающих приспособлений. У космических роботов кроме научного постижения появилось, к примеру, и другое применение - участие в зрелищных перформансах.
Естественная экзотика всегда будет сопровождать любое мероприятие, связанное с космосом. А это хороший способ привлечь внимание. В этом году о России лучше всего говорили именно после эффектного шоу, каким стало затопление станции <Мир>. Тогда все телеканалы планеты показывали съемки огненной трассы Мира.
Время от времени в разных умах возникают замыслы сотворить в космосе искусственное зрелище для всей планеты: К Олимпийским играм1996 г. компания Space Marketing Co., предлагала развернуть на орбите рекламный баннер. Тогда проект не был реализован, но все же компания организовала на станции "Мир" съемку рекламного ролика с летавшей в открытом космосе надувной банкой Пепси.
В прошлом году была проведена рекламная кампания по инициативе сети ресторанов Пицца-хат, чья 10 метровая эмблема украсила ракету "Протон". Это произошло уже после того, как их рекламщики вынуждены были отказаться от гораздо более честолюбивого проекта - проецирования обновленного логотипа компании аж на Луну. Первоначально планировалось высветить торговый знак на нашем естественном спутнике с помощью мощного лазера, но стоимость оказалась астрономической. Кроме того, инженеры от космонавтики сказали, что необходимые лазерные технологии не будут доступны еще несколько лет и даже если бы имелись, логотип должен был бы быть размером со штат Техас, чтобы его видели без телескопов.
Совсем недавно появилась информация о намерении художника Джеймса Дауни, создать "совместную работу астрономического искусства". Он надеется, что миллионы владельцев лазерных указок, направят их в одну точку и "покрасят Луну", высветив на ней небольшое красное пятно. Запланированы 5 минутные попытки на две ночи в октябре и ноябре. Правда, по оценкам ученых, чрезвычайное ослабление лучей с расстоянием, и их рассеяние сделают размеры пятна очень большими, а яркость очень низкой.
И раньше от "космических художников" исходили предложения создать "глобальные художественные работы" - обычно большие отражающие орбитальные скульптуры или искусственно вызываемые свечения, вроде северного сияния, которые могли бы наблюдаться большинством населения планеты. Понятно, что те проекты должны были нести глубокую смысловую нагрузку и символизировать что-то высокое. Хотя, большинство из них были технически нереализуемы или финансово неподъемны. Например главный идеолог "космического искусства" художник Артур Вудс предлагал построить в орбите надувную скульптуру в виде большого бублика - километр в диаметре, которая была бы видна на небе как круг, приблизительно в1/8 размера Луны. После некоторого времени на орбите, у скульптуры развернулся бы солнечный парус, и она улетела бы куда-то вдаль. Можно представить общую стоимость этого проекта, если только запуск одного килограмма груза на орбиту обходится в 7-10 тыс. долл.
Такого рода проекты действительно весьма противоречивы и слишком сложны, особенно для "богемных" представителей "космического искусства". У "инженеров человеческих душ", как правило, плохо с точными науками, поэтому высокоточные космические требования им мало понятны. Но если всерьез обсуждают, какие цветы лучше сажать на Марсе, то почему бы и не представить, в какое разноцветие можно разукрашивать земное небо? Что ж, подождем - увидим. Может и правда околоземный космос поменяет свой образ.
2i.SU ©R 2015