Если люди хотя бы отчасти подобны певчим птицам, новое исследование в университете штата Флориды наводит на мысль, что старая пословица "дело мастера боится" может применяться и к изучению языка. Это первое исследование, подразумевающее, что имеется эффект практики в обучении пению у певчих птиц, и что подобный эффект может быть применимым к вокальному обучению у человека.
Профессор психологии университета штата Флорида (FSU) Фрэнк Джонсон (Frank Johnson) нашел, что певчие птицы, более часто практикующиеся в пении, будучи молодыми, повзрослев, поют самым наилучшим образом. Исследование, обнародованное в мартовском выпуске журнала Behavioural Brain Research, является первым, где подразумевается, что вокал певчих птиц подвергается тренировке и что подобный эффект может быть применим к вокальному обучению человека.
"Если наблюдающееся у певчих птиц, распространяется и на людей, тогда возможно, что количество звуков, которое ежедневно издает младенец, может иметь существенное влияние на качество его обучения языку. - Говорит Джонсон. - И люди и птицы проходят ряд весьма сходных поведенческих стадий, пока они учатся издавать звуки. Однако, насколько мне известно, ни в одном из исследований не рассматривался вопрос вокальной практики в развитии человеческой речи. Одна из проблем состоит в том, что трудно определить количественные показатели. Кроме того, имеется тенденция рассматривать обучение языку как особое и не подчиняющееся обычным правилам обучения".
Джонсон, его коллега по исследованию Кен Содерстром и аспирант Оссеола Уитней изучали, как происходит вокальное обучение у птенцов зебровых амадин, потому что, подобно людям, им приходится обучаться пению для общения друг с другом.
С раннего возраста зебровый амадин учится отождествлять и запоминать специфические песни взрослых, старается им подражать. У людей младенец сталкивается с аналогичной задачей, поскольку он изучает язык, которым говорят его родители. Начальные вокальные образцы зебровых амадин, названные подпеснями, возникают приблизительно через один месяц после вылупления птенцов. Подпесни сопоставимы со стадией лепетания у младенцев, когда издаваемые звуки в действительности совсем не походят на речь.
Когда птицам от 40 до 50 дней, происходит переход к стадии, называемой пластичным пением, где индивидуальные типы звуковых сигналов становятся распознаваемыми, но последовательность тонов продолжает варьироваться. Это сопоставимо с периодом, когда у детей развивается своего рода фрагментарная речь, в которой грамматические ошибки являются обычными, но произносятся нормальные речевые звуки.
Вокальные образцы у птиц приобретают определенную форму с достижением ими зрелости, когда им приблизительно 3 месяца, и это означает, что обучение пению закончено. Птицы, которые практиковались в пении больше всех в течение пластичной стадии, уже повзрослев, пели лучше всех.
Используя управляемую компьютером систему регистрации, работающую в реальном масштабе времени, исследователи измерили - сколько раз в день птенцы пели, пока учились пению. Также было подсчитано как часто они щебетали будучи взрослыми, уже после того, как обучение пению было завершено.
Результаты показали, что в раннем возрасте птенцы обычно пели в день как минимум вдвое больше песен, нежели взрослые птицы, а это вполне подтверждает ту идею, что они, фактически, практиковались. Кроме того, у тех птиц, которые больше всех пели в течение пластичной стадии, в зрелом возрасте были самые лучшие трели. Основываясь на собранных данных, Джонсон определил, что птицы за период обучения занимались пением по меньшей мере 50 тыс. раз.
Это довольно большое число и оно является весьма интересным в свете проходящих дебатов о развитии речи у человека. В них соответствующие роли обучения противопоставляются постепенному созреванию по мере взросления. Полученные в исследовании данные дают основания предполагать, что моторным жестам речи можно обучаться так же, как и другим формам двигательной активности, подобно тому как в фигурном катании или в игре на музыкальных инструментах. Поэтому желающим быть в этом на высоте необходимо очень много практиковаться.
2i.SU ©R 2015