2i.SU
Физика

Физика

Содержание раздела

Новости физики

Новости науки 19.03.02. Существует критический возраст для изучения всех языков, включая язык знаков

Ученые-неврологи исследовали деятельность мозга у людей, обучившихся общению при помощи американского языка знаков (ASL) в разные периоды жизни. Было найдено первое свидетельство того, что существует критический период для приобретения кинетической речи, также как это имеет место применительно к разговорным языкам.

Используя функциональный ЯМР томограф, исследователи обнаружили, что структура мозговой деятельности у людей, владеющих двумя языками, которые изучили ASL до периода половой зрелости, отличалась от мозговой деятельности у тех, которые изучили его после полового созревания.

Полученные результаты указывают на то, что имеются области в правом полушарии мозга, которые активизируются, когда люди изучившие ASL до половой зрелости, воспринимают язык жестов. У изучивших ASL после пубертатного периода наблюдается значительно меньшая активность в работе правого полушария, когда они делают ту же самую деятельность.

Среди неврологов широко распространено мнение, что имеется критический период для первого научения языку, и что дети, которых не обучали какому-либо языку до половой зрелости, или возможно раньше, не способны полностью усвоить и использовать языковые правила. Также имеется свидетельство подобных критических периодов для овладения вторым языком.

Известно, что поздно изучившие ASL, даже если они очень бегло изъясняются, никогда не будут настолько в этом быстры как с самого рождения, или просто рано изучившие ASL. Это утверждает Дэвид Корина, адъюнкт-профессор психологии Университета Вашингтона и соавтор исследования. Сам Корина весьма свободно объясняется на ASL.

Один из аспектов ASL, который труден для поздних учеников - глагольные знаки движения. Видны некоторые едва различимые ошибки в использовании ими этих глаголов, подобно тому, как можно обнаружить тонкие грамматические различия, когда слушаешь двуязычных пользователей разговорного языка, когда они используют не свой родной язык".

Другие члены команды исследователей - докторант Эйрон Ньюман, и профессор психологии Хелен Невилл, из Университета штата Орегон; доцент мозговых и познавательных наук Дафни Бавельер, из Университета Рочестера, и физик Питер Джеззард, из Больницы Джона Радклиффа в Англии.

Новое исследование построено на основе более ранней работы этой команды, показавшей, что для осуществления ASL необходимо задействование правого полушария, наряду с активированием левого полушария, которое, как давно известно, играет основную роль в общении посредством вербального языка.

Область мозга, которая является ключом, или специфическим средством, у общающихся знаками лиц, если они изучили ASL с рождения, является правая угловая извилина (right angular gyrus). Она расположена в месте соединения височной и теменной долей мозга. Активацию левой угловой извилины в течение многих лет связывали с восприятием английского языка и других разговорных языков. Новое исследование показывает последовательную активизацию правой угловой извилины среди лиц с рождения общающихся знаками и некоторую, но не обязательную активизацию данной области мозга у поздно обучившихся языку знаков.

В исследование было вовлечено 27 двуязычных субъектов. Шестнадцать из них - слышащие, которые родились в семье глухих родителей. Они изучили ASL и разговорный английский с рождения как родные языки. Остальные 11 были поздними учениками, для которых родным языком был разговорный английский, а ASL они изучили уже после периода полового созревания, будучи взрослыми. Все субъекты смотрели на экран, в то время как изображение их мозга наблюдалось с использованием ЯМР томографа. Их просили читать письменные предложения на английском и бессмысленные цепочки согласных звуков. Также их просили прочесть демонстрируемые им предложения на ASL и бессмысленные жесты, которые были сходны с реальным знаками ASL.

Как высказался Корина: "Эта работа важна потому, что мы хотим понять нервные процессы, лежащие в основе языка. Мы хотим знать, являются ли они в какой-то степени податливыми или же неизменяемыми, а так же степень их возможных изменений для различных языков. Мы теперь знаем, что происходит активация в правом полушарии, когда лица с рождения общающиеся жестами наблюдают знаки ASL. Наблюдаемая зависимость от того насколько рано происходит ознакомление с языком, наводит на мысль, что существуют определенные периоды, когда нервная система может быть особенно восприимчива для изменений".

Это исследование означает необходимость раннего образования всех детей и подчеркивает потребность в своевременном обучении языку в критические периоды развития. Теперь понятно, что это столь же важно и в обучении глухих, чтобы обеспечить их лингвистическую компетентность в языке знаков.

Исследование было профинансировано Национальным институтом глухоты и коммуникативных расстройств, Национальным советом по науке и технике Канады, Фондом Чарльза А. Дана и аспирантскими стипендиями Университета штата Орегон. О полученных результатах было сообщено в журнале Nature Neuroscience.

перейти к началу страницы


2i.SU ©R 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru