Новости науки 18.01.02. Несчастная квантовая гравитация, или снова про журналистское вранье

Последние годы я активно занимаюсь написанием популярных новостных заметок о последних событиях в физике. Однако иногда ловишь себя на мысли, что гораздо более важным занятием может оказаться опровержение безграмотных науко-подобных псевдосенсаций, которые то и дело проскакивают в довольно-таки уважаемых средствах массовой информации.

Месяц назад мне пришлось в достаточно резких выражениях критиковать журналистское вранье про закрытие хиггсовского бозона, опубликованное на сайте New Scientist и даже BBC.

Сейчас же я наткнулся на еще одну вопиюще безграмотную . И не могу отмолчаться.

Статья эта появилась на том же BBC, правда, исключительно в русскоязычной версии издания. Ни ссылок на англоязычную версию, ни ссылок на оригинальные исследования, ни каких-либо поясняющих материалов нет. Ладно уж, что такие манеры входят в противоречие с элементарной журналистской этикой -- оставим эту нечистоплотность на совести (русскоязычного отделения) BBC. Беда в том, что авторы, по-видимому, не хотели, чтобы кто-то нашел оригинальный материал и разобрался в нем. Поскольку знали, что написанное ими -- вранье с первой до последней фразы.

Впрочем, найти оригинальный материал нетрудно -- первый же "выстрел наугад" попал в точку. Информация, по-видимому, взяты с того же New Scientist (ссылка на статью Gravity's quantum leaps detected). И уже сегодня, ближе к вечеру, заметки по этой же теме стали появляться в других новостных изданиях, см. например, статью из Physicsweb.org. Само сущестование атомов, например, это самый распространенный приложение этого явления: электрон, будучи не в силах упасть на ядро и "лежать" там, "болтается" поблизости от ядра, формируя таким образом электронную оболочку.

Другой пример -- это нейтрон, "лежащий" на плоской поверхности в поле тяжести Земли. Поведение нейтрона в такой треугольной потенциальной яме принципиально такое же самое: квантовая механика не дает нейтрону лежать неподвижно на поверхности, а заставляет его прыгать вверх-вниз. Более того, поскольку уровни энергии в такой яме квантованы, то типичная высота, на которую нейтрон может "подпрыгивать", а точнее, до которой простирается нейтронная волновая функция, тоже может быть не любой, а вполне определенной.

Именно такие эффекты и наблюдались в упомянутом эксперименте. Для того, чтобы почувствовать тонкость эксперимента, достаточно привести типичные числа: притяжение Земли создавало потенциальную яму, в которой энергия квантовалась на масштабе порядка одного пико-эВ (что на 13 порядков меньше масштаба квантования энергии в атоме водорода), а типичные высоты "подпрыгивания" нейтрона составляли десятки микрон.

Эксперименты такого характера -- это не просто любопытная проверка всем известного квантового явления. На самом деле, при улучшенной точности можно будет уже проверять равенство гравитационной и инерционной масс, равенство заряда нейтрона нулю и т.д.

Но, разумеется, ни о каком настоящем квантово-гравитационном проявлении речи не идет.

В заключение -- просьба. Если кто-то из читателей увидит в новостях сенсационные заголовки типа "открыта квантовая гравитация", оставляйте, если есть возможность, ссылки на эту статью. Пусть масс-медиа не дурят нашего брата! А впредь, если вы где-то увидите другие сенсационные заметки, касающиеся фундаментальной физики, которые подозрительно смахивают на вранье или, в лучшем случае, на недопонимание ситуации, пишите мне, я проверю.