Новости науки17.01.02. О постоянстве скорости света.

Ввиду важности СТО и ОТО для современной физики экспериментальная проверка оснований и предсказаний этих теорий представляет большой интерес и продолжается постоянно. Недавно группа немецких ученых провела эксперименты по проверке зависимости скорости света от скорости движения лабораторной системы отсчета относительно гипотетической неподвижной среды. С точностью, превышающей ранее достигнутую в три раза, было продемонстрировано постоянство скорости света.

Среди экспериментов разных типов, свидетельствующих в пользу правильности СТО, в настоящий момент наименее точными являются эксперименты типа Кеннеди-Торндайка, свидетельствующие о независимости скорости света от скорости движения лабораторной системы отсчета относительно неподвижной системы отсчета. Группа ученых из университета Констанца провела длительный эксперимент с целью исследовать возможное влияние изменения скорости движения лаборатории на скорость света. Земля вращается вокруг своей оси (для Констанца соответствующая скорость - 330 м/c), движется вокруг Солнца со скоростью 30 км/c и, вместе с Солнцем, обращается вокруг центра галактики со скоростью 377 км/c. Соответственно, скорость движения конкретной точки на поверхности Земли, где расположена физическая лаборатория, относительно неподвижной системы отсчета не является постоянной. Если бы скорость света зависела от скорости движения лаборатории v (c = c(v)) , то вследствие зависимости v от времени скорость света также должна была бы меняться со временем.

Для оптического резонатора, образованного двумя зеркалами (рис.1), резонансная частота nрез= mc(v)/2l, где l - длина резонатора, а m - номер моды. Следовательно, изменение скорости движения Земли относительно неподвижной системы отсчета должно - в предположении c = c(v(t)) - приводить к изменению резонансной частоты. Поэтому, сравнивая резонансную частоту с некоторой эталонной частотой (в эксперименте - частота излучения, обусловленного переходом между двумя электронными состояниями молекулы I2), можно зафиксировать, происходит изменение скорости света или нет. Для того, чтобы избежать дрейфа резонансной частоты вследствие процессов релаксации в материале зеркал, приводящих к изменению длины резонатора со временем, резонатор был охлажден до температуры жидкого гелия. В качестве источника света использовался стабилизированный Nd:YAG лазер.

Рис.1. Схема эксперимента. Слева - охлажденный до гелиевых температур оптический резонатор (CORE), представляющий собой стандарт длины, справа - стандарт времени (источник) на основе перехода между двумя электронными состояниями молекулы I2.

Эскперимент проводился в течении 190 дней, что позволило бы обнаружить влияние изменения скорости движения лабораторной системы отсчета относительно неподвижной системы отсчета, вызванного обращением Земли вокруг Солнца. Однако в пределах точности эксперимента не было обнаружено никакого изменения скорости света. Данные исследования позволили в три раза уменьшить верхний предел для коэффициента зависимости скорости света от скорости движения лабораторной системы отсчета относительно гипотетической неподвижной среды.

1. C.Braxmaier, H.Mueller, O.Pradl et al. Phys.Rev.Lett., v.88, 010401 (2002).